Ставки выше наших представлений

Все, что происходит в Армении после незаконного продавливания во власть Никола Пашиняна, нужно рассматривать не  просто в связке с какими то процессами имеющими  внутриполитический аспект, а прежде всего сквозь призму возможной в недалёком будущем фрагментации Армении, как государства.

Т.е. через спектр тех множественных причинно-следственных зависимостей, которые и станут платформой неизбежных территориальных уступок.
И это не просто слова взятые с неба, а конкретности повседневности раскалывающие государственность.
К примеру “летальный” исход медеплавильного завода “Vallex Group”.

Работало не просто порядка 670 человек с достаточно высокой зарплатой, а создавался мультипликативный эффект, благодаря которому обслуживающие структуры города с населением в 10 тысяч человек открывали дополнительные рабочие места и сокращали уровень хронической безработицы.

Да были проблемы. Да очистительные фильтры завода работали с низким КПД и выбросы промышленных отходов в реку Дебет создавали проблемы для водно-рыбных ресурсов реки Кура и Каспийского моря.

Կարդացեք նաև

Но так было и до прихода в премьерство Пашиняна.
И ничего. Предшествующие правительства как то договаривались с соседними Грузией и Азербайджаном. И тем самым продлевали жизнь предприятия, а значит и города.

Города, где 30%  трудоспособного мужского населения находили средства к существованию своих семей работой на этом заводе.
Властям необходимо было самую малость мозгами поднатужиться и конкурентными идеями вложиться в современные технологии и в организацию законченного цикла с выходом на получение чистой меди.

А для оздоровления предприятия применить известные мировой практике формы организации производства.
К примеру, создать Открытое Акционерное Общество с фиксированным количеством акций, исключающих какую то форму непредвиденных эмиссий ценных бумаг на предстоящие 25 лет, с тем, чтобы сложившимися деньгами люди смогли бы получить серьезный доход.

А потом эти акции распределить (продать) среди населения Армении с условием, что гарантом приобретённых гражданами акций станет государство.
Так, к примеру,  в Германии был построен в своё время автомобильный концерн “Volkswagen”.

И вытянуть таким способом завод с выпуска чёрной меди на медь чистую с перспективой освоения всего объёма выработанного по максимуму через к примеру новые производства кабельной и электротехнической продукции.
Это не только привело бы к модернизации медеплавильного, но и к созданию новых типов предприятий выпускающих изделия с добавленной стоимостью, чего так не хватает Армении.

И конечно же, увеличило бы количество работающих с высокой зарплатой квалифицированных работников  в Алаверди.
Но ничего этого сделано не было.

Так как круг интересов тех, кто во власти, вращается на другой орбите и преследует не укрепление армянской государственности, а исполнение требований все тех же Грузии и Азербайджана.

И именно “идя на встречу пожеланиям” Тбилиси и Баку, как сказал бы товарищ Саахов из кинокомедии “Кавказская пленница”, Ереван под предлогом зашиты окружающей флоры и фауны, взял и тупо оштрафовал металлургов на 300 миллион драм.

Вот так вот сага о сверхнормативных вредных выбросах и остановила  плавильные печи  без какой то  перспективы на возобновление работ.
А что будет с заводом, с городом?
До этого Пашиняну нет дела.

Так как в приоритете у премьера решение,  которое превратит область – в депрессивный.

Это неизбежно.

Как и опустошение  Алаверди от жителей мигрирующих в поисках работы в другие регионы, а возможно и страны.

Думаете разведки влиятельных государств взяли и приняли на веру вот этот невразумительный довод про экологию, которым ввергли и без того нищенствующий город в ещё большую нищету?
Не смешите тетю Сару из Одессы.

Предприятия цветной металлургии с высокой степенью прибыльности из-за очистительных фильтров не закрывают даже в США и Великобритании.
Им просто предоставляют льготное кредитование для устранения этих проблем.

И наконец, если  бы чистота окружающей среды в Армении действительно занимала бы нынешнее правительство, то оно за последний год своего абсолютного всевластия установило бы на пути канализационных труб, к примеру г.Вардениса, сливающего нечистоты в Севан хотя бы временные мобильные аэрационно-очистительные установки.
Но они этого не сделали.
И не сделают.

И это несмотря на то, что:
– вода в озере “цветёт” зелёным окрасом,
– озерная рыба далеко небезопасна для употребления,
– предпринимателей, вложившихся в строительство гостиниц и мест отдыха в прибрежной зоне, из-за отсутствия отдыхающих ожидает окончательное разорение.

Так что ключ к отгадке причины вредительства (иначе остановку медеплавильного не назовёшь) не в так называемой экологии.

Применительно к Алаверди аналитика рассуждений несколько иного порядка.

– В 1888г. здесь выпускалась больше 25% производимой в Российской Империи меди.
В 1701г. т.е. когда этот медеплавильный завод ещё находился в составе Персии(ныне Иран), там вырабатывалось больше 75% от потребляемой экономикой этой страны цветного металла.

В СССР здесь же уже отливали чистую медь круглосуточно 1200 работающих.
А во время Великой Отечественной войны каждая седьмая пуля отправленная во фронт была изготовлена из сплавов на основе все той же алавердинской меди.
Но это не все.

Для завершения занятной картины в масле ещё одно характерное уточнение.
Во времена царской России регион Алаверди вместе с заводом больше 100 лет были в составе Тифлисской губернии.

А до этого в течении порядка 450 лет находились в составе грузинского княжества, территориально являющегося частью Персии, но пользующегося, как сейчас принято говорить, высокой степенью самостоятельности.

Так что остаточная грузинская историческая память и сегодня у многих грузин идентифицирует Алаверди с грузинской государственностью.

И в этих обстоятельствах людское опустошение (искусственное принуждение к выезду ) из этого региона местного армянского населения, и обнищание остающихся жителей-армян – объективно на руку Грузии.
Не думаю, что этого не понимает Пашинян.
А вот почему это делается?

Это уже вопрос к ответственным за Национальную Безопасность.
Впрочем, к ним же имеются и другие обращения от обеспокоенных граждан страны:

1. Досрочное сложение полномочий юристов-ученных Гагика Арутюняна и Геворга Даниеляна из ВСС( Высшего Судейского Совета) под принуждением части общества и травли через СМИ финансируемых иностранными фондами с благословения Пашиняна – не является ли формой государственного переворота?

Так как никаких служебных и профессиональных предпосылок для их отказа от своих прав  в момент отставки у них не было.

2. Недавно в интервью радиостанции “Свобода” премьер-министр Никол Пашинян потребовал обновления списочного состава судей существующего Конституционного Суда на том основании, что нужно привести в соответствие с результатами известных политических изменений апреля-мая 2018г Конституционный Суд Армении.

Удивительно, но никто почему-то не рассматривает два этих вышеуказанных эпизода в качестве открытой формы проявления признаков государственного переворота совершаемых Пашиняном.

А между тем процессы нужно называть своими именами.

Владимир Саркисян
политический обозреватель.

Руководитель Центра политического программирования.

Newsfeed