Categories։

Леонид Енгибаров. «Грустный клоун»

Леонид Георгиевич Енгиба́ров (арм. Լեոնիդ Ենգիբարյան; 15 марта 1935, Москва — 25 июля 1972, Москва)- клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун», писатель. Народный артист Армянской ССР (1971).

Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Его отец- Георгий Саркисович (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы «Метрополь», мать- Антонина Андриановна (родом из Тверской губернии), была домохозяйкой, подрабатывала портнихой. Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще. Леонид Енгибаров рассказывал: «Мой старший брат Михаил хорошо рисует, средний, Рачия (Рачья Капланян), — известный театральный режиссёр, писатель, председатель Армянского театрального общества. А младший, то есть я, до сих пор не может определить, кто он».

Марьина Роща. Дом, в котором Леонид Енгибаров прожил почти всю свою жизнь.
О своём военном детстве Леонид позже рассказывал: «Войну я провёл в Москве, в Марьиной роще. Я пережил здесь все бомбёжки, и первое, что я узнал в жизни, это были не детские игрушки, не хоккей. Это была война. Вой сирены, предупреждающий о налётах. Это наложило на меня особый отпечаток. И пока я живу, я не могу этого забыть. Для меня, например, покупка коньков после войны была событием космического масштаба. Первый костюм у меня появился, когда мне было далеко за 20 лет. Детство- оно всегда дорого, и, как сказал великолепный мой друг, великолепный актёр Сергей Юрский, ни одного года обратно я не отдам».


Мама, Антонина Андриановна, во дворе дома в Марьиной Роще.
С детства Леонид любил стихи Пушкина, сказки Андерсена и кукольный театр. Ещё будучи школьником, стал заниматься боксом, в 1954 году имел уже 1-й разряд. Закончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нём всего полгода, Енгибаров перевёлся в институт физкультуры, но вскоре ушёл из него. В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище чётко определилась его творческая индивидуальность как ковёрного мастера пантомимы. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов. Это был единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей жизни.

Клоун Леонид Енгибаров и борец Григорий Новак.

По воспоминаниям коллег, артист тщательнее всего изучал цирковую акробатику, мог выполнить любой сложный цирковой трюк, по многу раз пересматривал номера Чарли Чаплина, Макса Линдера, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона, Оливера и Харди, а так же Бастера Китона, чья манера смешить публику с серьёзным лицом особенно импонировала Енгибарову. Ещё будучи студентом, Енгибаров стал выступать на эстраде в качестве мима. В 1956 году Леонид появился в крошечном эпизоде фильма «Коммунист», сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины (Е. Урбанский). Однако съёмки в этом эпизоде были всего лишь развлечением для Енгибарова.

Окончив училище в 1959 году как «соло-клоун», Леонид пришёл домой с дипломом об окончании училища (в его аттестате была всего лишь одна тройка — по технике безопасности), и показал его маме. Вот что он сам позже рассказывал об этом: «Моя мама долго переживала, когда я поступал то в один институт, то в другой. И когда я наконец принёс домой диплом, в котором было записано, что я артист, клоун и пантомимист, мама была рада и… заплакала. Она хотела поделиться с кем-нибудь своей радостью. Родственников никого поблизости не было, а маме хотелось кому-нибудь сказать, что сын её наконец-таки встал на ноги. Вот и пошла мама к своей подруге, соседке, у которой сын — мой ровесник, мы с ним учились в школе, он стал шофёром. Прибежала мама к подруге и говорит: «Маша, смотри, смотри, Маша», — а глаза у мамы были полны слёз: она показывала диплом, в котором было написано: «Клоун-мим». Маша посмотрела диплом и сказала: «Тонечка, ты не расстраивайся, не плачь, это ведь тоже профессия!».

Дебют Енгибарова состоялся 25 июля 1959 года на манеже новосибирского цирка, где его выступление ждал обидный провал. Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Енгибаров впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду, он не был похож на обычных клоунов того времени – в его внешности отсутствовали смешные одежды, не было привычных больших башмаков и клоунского носа. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа «думающего клоуна». Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.


Юрий Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищён. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она ещё несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И всё это он делал чётко, мягко, необычно».

…Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки…
Владимир Высоцкий. «Енгибарову от зрителей» (отрывок). 1972

1960 год- гастролировал в Харькове, Тбилиси, Воронеже, Минске и других городах. 1961 год- гастроли в городах Одесса, Баку, Москва. Первые гастроли в Москве, в цирке на Цветном бульваре. Оглушительный успех. Первые заграничные гастроли- в Польше- Краков, Варшава. Тоже успех. «Клоун с осенью в душе»- так называли Енгибарова благодарные зрители. Леонид не произносил ни слова – но выходя на арену, он заставлял зрителей плакать от смеха. «…По ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза… Всё это, конечно, тяжело, и всё-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается- это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар»,- говорил Леонид Енгибаров.

1962 год- гастроли в Ленинграде, где Енгибарову вручили медаль за лучший номер года. В Ленинграде он познакомился с Марселем Марсо и Роланом Быковым. «Гений пантомимы» — как называл великого мима Марсель Марсо. Быков стал близким другом Енгибарова на всю жизнь. В 1962 году артисту предложили сыграть в кино самого себя. Режиссёры «Арменфильма» Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне и назвали его «Путь на арену». Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова ещё на одну ступеньку. 1964 год- снялся в роли немого пастуха в фильме С.И. Параджанова «Тени забытых предков».

На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию — кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьёз. Тогда же в чешских газетах были впервые опубликованы новеллы Енгибарова. «Писать начал поневоле. Никто из авторов не хотел со мной работать, пришлось самому стать сценаристом. Понравилось. Теперь с ужасом думаю: а вдруг явится настоящий сценарист… Люблю: море, осень… Винсента Ван-Гога. Любимый цвет — зелёный. Боюсь: благополучия. Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за всё совершающееся вокруг нас»,- говорил Леонид Енгибаров.

Елена Камбурова вспоминает: «Лёня был удивительный человек. Садился в машину и спрашивал таксиста: “Вы знаете меня?.. Нет?! Я — народный артист Леонид Енгибаров, я — лучший клоун мира”, что в его устах звучало обескураживающе трогательно, по-детски. В нём сохранялось столько детского, непосредственного, чистого. Он показал мне один из номеров : тело параллельно полу держится на одной руке, вторая рука козырьком у лба — тогда этого никто не делал».

 

Енгибаров много писал о любви, как правило — о несчастной, и отчасти благодаря этому о его личной жизни было много слухов. «Поклонниц у Енгибарова хватало, – вспоминал Рудольф Славский. – Женщины влюблялись до безумия, иные ездили за ним по городам. Но сказать, что он был падок, не могу. Скорее, опасался поклонниц. А возлюбленных выбирал сам». Сам Енгибаров о личной жизни рассказывать не любил, и обычно отшучивался: «Теперь моя биография — репризы, пантомимы, которые я делаю, сценарии, которые пишу для кино. Семейное положение? Убеждённый холостяк. К поклонницам отношусь настороженно». Молва приписывала Енгибарову то одну жену, то несколько. Даже в официальных биографиях писалось об этом. Директор Ереванского цирка Сос Петросян рассказывал: «Леонид не женился ни разу. У него была единственная неофициальная дочь от ленинградской актрисы Ады Шереметьевой, блиставшей на экране в начале и середине 60-х». Данный период времени в жизни Ады Николаевны до сих пор является закрытым и неизвестным для множества СМИ, а сама актриса отказывается комментировать свои отношения с Енгибаровым, характеризуя их «сложными» и «неудачными».

Молодо-зелено (1962), реж. Константин Воинов Актриса Нина Меньшикова

Ада Шереметьева в фильме «Молодо-зелено» (1962).
Юрий Павлович Белов рассказывал: «Они встретились в Ленинграде. Сразу после окончания училища Аде дали в театре главные роли. С Лёней у них случился сумасшедший роман: поэт, он вообще умел потрясающе любить. Женщины падали именно от того, как он любил. Там было всё: цветы среди зимы- она шла к цирку, а он забрасывал ей дорогу цветами. Он рисовал ей самые радужные перспективы, говорил, что в цирке она немедленно станет звездой, и сам верил в это. Ну какая женщина выдержит такой натиск- конечно, они расписались. Из Ленинграда молодожёны по разнарядке поехали в Минск. Там кончился их роман и началась жизнь. Ада впервые вышла на манеж: Леня ввёл её в свои репризы, где у него должна быть партнёрша. Она выходила в “Статуе”- посидеть на лавочке- и бросала цветок в “Боксе”. Всё. Какая уж тут звезда… Цирк показался ей адом, она не приняла его- сразу и насовсем. Актриса поняла, что, уйдя из театра, осталась без ничего. Последней каплей стал день, когда они приехали в Москву, где Енгибаров жил со своей обожаемой матерью в Марьиной Роще, в старом деревянном доме без удобств, с туалетом во дворе. Для неё это был шок, крушение всех надежд. Уже после смерти Лёни Ада нашла меня: что-то ей нужно было узнать, не помню. Я приехал к ней в Гороховский переулок (Лёня всё-таки получил новую квартиру через главк, но вскоре, когда понял, что не нужен жене, собрал свои вещи и вернулся к маме. В этом был весь Енгибаров). Тогда же я увидел мальчика- он не был ни капельки похож на Енгибарова. Да, её второй муж был очень известным человеком на радио. Думаю, мальчик — это его сын.

Леонид Енгибаров с Ярмилой Галамковой. Москва, весна, 1970
В Праге у Лёни была большая любовь. Девушку звали Ярмила Галамкова. Журналистка и художница, она бывала в Москве, гостила у Енгибаровых. В 1965 году у Енгибарова в Праге родилась дочь Барбара, которой Лёня гордился. Брак не регистрировали. А после событий 1968 года он стал невозможен. И тем не менее Ярмила приезжала в Москву, последний раз- осенью 1972 года, на могилу к возлюбленному. А примерно через год из Праги позвонил Лёниной маме, Антонине Андриановне, какой-то человек и сообщил, что Ярмила погибла в автокатастрофе. Ещё он торопливо добавил: “Возможно, это убийство- с ней расправились как с диссиденткой. Дочь Ярмилы забрали её родители”. Ошеломлённая известием, Антонина Андриановна не спросила ни имени звонившего, ни телефон родителей. Последняя ниточка оборвалась».

Леонид Енгибаров с Ярмилой Галамковой.

Ярмила Галамкова и мама Леонида Енгибарова- Антонина Андриановна.

Барбара Галамкова- дочь великого клоуна, родилась в Праге в 1965 году.

Дочь Енгибарова- Барбара, со своей мамой- Ярмилой Галамковой.

Конец 60-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за её пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с «Вечерами пантомимы» на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую публикуют журналы: «Волга» (1969, N 6), «Москва» (1970, N 8), “Урал» (1971, N 7) и др. Он снимается в кино у таких мастеров, как: Р. Быков («Айболит-66»), В. Шукшин («Печки-лавочки»), Т. Абуладзе («Ожерелье для моей любимой», оба — 1972). Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: «Знакомьтесь, Леонид Енгибаров» (режиссёр В. Лисакович, 1966) и «2- Леонид- 2».


1971 год- Енгибаров вместе с Беловым создают спектакль «Звёздный дождь» и показывают его в Ереване и в Москве (в Театре эстрады). Енгибаров вынужденно уходит из цирка и создаёт свой театр (режиссёр- Юрий Белов). Они репетируют в Марьиной Роще. За пять месяцев был создан спектакль «Причуды клоуна». Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко- в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив «Театром Енгибарова», ему запретили это делать. «Какой ещё может быть театр? — заявили ему. — Назовите просто- “ансамбль”». На первых афишах он так и значился — как ансамбль. Когда в газете «Советская культура» один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одёрнули, сказали: «Эта тема сейчас нежелательна».

Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В Ереване зрители устроили овации Енгибарову, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось. В благодарность за такую любовь, артист придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста. В Ереване выходит первая книга новелл «Первый раунд». С октября 1971 года по июнь 1972 года Енгибаров гастролирует со своим театром по всей стране. За 240 дней было сыграно 210 спектаклей. Всего с 1959-го по 1972-й годы Енгибаров создал не менее 100 реприз и миниатюр, снялся в шести фильмах, написал около 100 новелл, отработал более шести тысяч представлений.


«Казалось бы, все желания исполнились, но нет, теперь я мечтаю о театре. О театре, где я смог бы сыграть Хлестакова. Мне говорят, что я стар для Хлестакова. Тогда выдвигаю другое предложение: дайте роль Сирано в пьесе Ростана. Мне кажется, я сыграю эту роль. Никто не отвечает мне отказом, однако и не говорит “да”. Но я уверен, что и это будет. Я счастливый человек — исполняются все мои желания, рано или поздно, но исполняются»- говорил Леонид Енгибаров. Елена Камбурова вспоминает: «Он чувствовал, что больше тридцати семи лет не проживёт, и все свои последние двадцать дней говорил об этом. И ещё говорил: “Я — гений. Понимаешь, я совершенен в своей работе. То, что делаю, я делаю “от” и “до”».

В июле 1972 года Енгибаров приехал в Москву, формально находился в отпуске, репетировал новый спектакль. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней — 25 июля — Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало ещё хуже. Матери вновь пришлось вызывать «Скорую». Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: «Дай холодного шампанского, мне станет легче!» Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер. В свидетельстве о смерти врачи записали: «хроническая ишемическая болезнь сердца». Матери артиста объяснили, что причиной смерти стал тромб, который образовался оттого, что сын вернулся с гастролей больным и продолжал репетировать с ангиной. Ему было всего 37 лет.

Смерть артиста была воспринята многими представителями интеллигенции как личная трагедия. Владимир Высоцкий, по мистической случайности умерший в один день с великим клоуном с разницей лишь в 8 лет, очень эмоционально отреагировал на весть о смерти Енгибарова. Марина Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» пишет об этом так: «Я обнимаю тебя, ты кричишь: Енгибаров умер! Сегодня утром на улице Горького ему стало плохо с сердцем, и никто не помог- думали, что пьяный! …- Он умер, как собака, прямо на тротуаре!».
…Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав, —
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав…
Владимир Высоцкий. «Енгибарову от зрителей» (отрывок). 1972
Когда Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Юрия Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи… 28 июля Леонид Енгибаров похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Автор надгробного памятника — Николай Никогосян.

Леонид Енгибаров на марке Армении. / Афиша Леонида Енгибарова.

Памятник Леониду Енгибарову в Ереване, перед цирком. Скульптор Л. Токмаджян; архитектор А. Мхитарян. Бронза, 1998

Памятник Леониду Енгибарову в Цахкадзоре (Армения).
…Пусто, пусто на арене без тебя!
Там теперь шуты другие
по арене мельтешат,
не печалят, не смешат!
Эльмира Котляр. «Ангел цирковой».

vespig.wordpress.com

Categories։

Newsfeed