Вызовы для Южного Кавказа существенно возросли. Трофимчук

Собеседником газеты «168 часов» является международник, эксперт по безопасности и обороне, российский аналитик Григорий Трофимчук.

-Господин Трофимчук, каковы Ваши впечатления от атаки ВМС США на сирийскую базу? Какие задачи решает новый президент США? Как изменится теперь к нему отношение в мире?

– Впечатления очень простые. Пару лет назад я говорил, что каждый последующий президент США как правило начинает вести уже больше войн, чем его предшественник. При Обаме началось сразу три войны, чего не было при предыдущих президентах, которые контролировали по одной войне: в Ливии, Сирии, Украине. Дональд Трамп продолжает в Сирии то, что было начато при Обаме, но уже выведя эту войну на официальный, со стороны США, уровень. То есть, как бы стоя на плечах предшественника, усиливает давление по всему миру. Поэтому сходу заявлены как цели Иран и Северная Корея.

В случае с Сирией Вашингтон пытается загнать Россию в неприемлемые для неё условия, чтобы попытаться диктовать свои требования. Удар по сирийскому аэродрому – это пока что просто тест, демонстрация силы, с расчётом пронаблюдать, как отреагирует Москва. Россию пытаются загнать в Сирии в западню, так как уйти сейчас оттуда она не может, но и воевать с Америкой в её планы не входит. Москву тестируют также на сдачу Асада, хотя уже сейчас ясно, что этим дело не ограничится.

Отношение к Трампу во всём мире после этой акции станет более серьёзным, как бы ни квалифицировать сам по себе удар. Мир ещё больше поляризовался, так как действия Вашингтона безоговорочно поддержали все его союзники, которые ещё совсем недавно сомневались по поводу отношения Трампа к НАТО.

– В прошлом году было официальное заявление Кремля о том, что поставленные в Сирию установки С-300 и С-400 призваны предотвратить действия американских крылатых ракет по сирийским аэродромам. Почему не сработали эти системы? Можно сказать, что есть сотрудничество между США и РФ в Сирии или возможности Москвы не столь велики?

– Они не сработали, потому что не было дано команды на ответный удар. Хотя все помнят и понимают, что именно против американских ракет эти комплексы и были там выставлены, специально туда доставлены. Об этом заявлялось тогда официально, с простым расчётом на то, чтобы предостеречь, напугать США. Но США, судя по всему, не напугались. Проблема ещё и в том, что появился новый президент США, вместо Обамы, по поводу которого многие наблюдатели в России страшно просчитались. Ещё неизвестно, пошла бы Хиллари Клинтон на такие жёсткие шаги или нет.

Некоторые ангажированные российские политологи заявляют сейчас, что у РФ нет никаких официальных договорённостей с Дамаском на ведение совместных боевых действий, за исключением борьбы с ИГИЛ и другими террористами. Однако это выглядит слабым оправданием, с учётом того, что С-300 и С-400 были изначально выставлены не против ИГИЛ.

Сотрудничества США с Россией в Сирии нет, если не считать двусторонней договорённости по координации полётов боевой авиации в воздухе, действие которой, как известно, также сейчас приостановлено. На что-то большее, типа совместного участия в переговорном процессе по урегулированию в Сирии, теперь рассчитывать явно не приходится, если Россия не пойдёт навстречу требованиям Вашингтона. Но Вашингтон этот список даже ещё не начал оглашать.

При этом возможности Москвы до сих пор значительны, причём не только в военной сфере. Но сама Москва почему-то не проявляет желания вести серьёзные интеллектуальные войны. Поэтому всё, так или иначе, стекается к элементарной войне. Но войной решить ничего нельзя. Теперь уже точно.

-Спрогнозируйте дальнейшие действия Кремля и США. Как будут развиваться российско-американские отношения после этого?

– Запад, и прежде всего, Вашингтон, будет усиливать своё влияние в мире, доводя его практически до монопольного формата. Рассчитывая ослабить Россию и её ближайших партнёров, так как союзников у неё пока что нет, они появляются только в ходе совместных войн. ОДКБ также ещё не воевала, не будем об этом забывать.

Российско-американские отношения смогут выйти на приемлемый уровень, если сама РФ продемонстрирует силу, но не в чисто милитаристском плане, так как такая демонстрация, как мы видим по тем же С-300, не работает. Сила – понятие психологическое, её нельзя понимать в узком смысле слова, в политике тем более, а в геополитике и подавно.

Америка сейчас решает для себя простую задачу, о которой я писал ещё в 2007 году в своей книге «Русские Шашки» (это был такой своеобразный ответ «шахматам» Бжезинского): сформировать наиболее точную схему взаимоотношений в треугольнике США-Россия-Китай.

Кто-то говорил о том, ориентируясь на слова Трампа, что Трамп якобы начнёт жёстко подавлять Китай, однако, как мы видим, этого не произошло. Это не говорит о том, что США будут настраивать Китай против России, так как Пекин на это не пойдёт. Однако и противостояния Вашингтона с самим Пекином нет. Таким образом, США попытаются вывести Россию вообще «за скобки» всех ключевых взаимоотношений и процессов в мире.

-Какие вызовы Вы видите в этой ситуации для нашего региона и особенно для НК конфликта? С учетом этой ситуации, что Вы скажете как себя поведет Трамп в зоне НК конфликта?

– Вызовы для Южного Кавказа существенно возросли, так как все видят, в каком бескомпромиссном комплексном стиле проводит свою политику новый Вашингтон. В этом же регионе находится не только Карабах, но и Иран, не говоря уже о других неявных конфликтах, которые могут открыться в любой момент (Аджария и т.п.). Многие наивные люди, как вы помните, ещё недавно рассчитывали на то, что новой администрации США Карабах будет просто неинтересен. Но сейчас, после удара по Сирии, такого рода наивности, видимо, стало поменьше.

США будут усиливать своё влияние в этом регионе самыми разными средствами. Если говорить об урегулировании карабахского конфликта, то в Белом доме явно взяли на заметку тот факт, что после обострения в феврале 2017 года переговорная ситуация здесь фактически зависла в воздухе. Никто не знает, что дальше делать, и это на руку США. Думаю также, что их интерес непосредственно к самому Карабаху как суверенной территории усилится ещё больше. Нет никакой гарантии, что та или иная страна Запада, в тот или иной момент, не признает его как государство, как бы в тестовом режиме.

Америка уже объявила Южный Кавказ территорией, относящейся к сфере своей национальной безопасности, причём, что важно, совсем не в плане углеводородов. Дональд Трамп, в отличие от относительно мягкого демократа Обамы, берётся решать вопросы по наиболее жёсткому варианту. Кстати, я бы не демонизировал самого Трампа, просто за ним стоят, судя по всему, далеко не глупые люди.

Америка заявит свой подход по карабахской проблематике, который так же будет жёстче, чем было до сих пор. Россию попытаются дистанцировать от решения конфликта, тем более в том случае, если Вашингтону удастся согнуть свою линию в проблеме Сирии. Сирия покажет многое. После неё может или возникнуть российский откат по всем направлениям, или, наоборот, укрепление России.

Аракс Мартиросян

Newsfeed