Упрямство властей может закончиться катастрофой
В разгар пандемии COVID-19 жизнь заключённых подвергается неизбежной опасности, так как в этих обстоятельствах любое пенетициарное учреждение превращается в “эпидемиологическую бомбу” с непредсказуемым взрывным свойством.
Общественно значимые христианские Церкви и авторитетные деятели других духовных концессий обратились и обращаются к правительствам разных стран с предложением: на время распространения вируса и вплоть до изготовления вакцины, заключённых из группы риска в возрасте 60+ с признаками хронических заболеваний, временно освобождать под подписку о невыезде.
Данный призыв поддержали соответствующие структуры Совета Европы, Организации Объединённых Наций и Всемирной Организации Здравоохранения.
Целый ряд государств – членов Совета Европы пошли на встречу этим обращениям и изменили форму отбывания наказания осуждённых с тюремного – на домашний, с соблюдением мер обязательного надзорного контроля.
Подобные действия целесообразны:
– с точки зрения пресечения возможных тюремных бунтов,
– предупреждения неизбежных в таких случаях митингов, демонстраций и пикетов правительственных учреждений со стороны родственников заключённых.
К примеру 13 апреля заключённые в 27 тюрьмах Италии устроили бунты и потребовали амнистии из-за распространения коронавируса.
А 16 апреля в Италии уже родственники заключённых римской тюрьмы Ребибба провели акцию протеста с требованием выпустить своих близких.
В исправительных учреждениях Армении ситуация тоже непростая, а это в условиях карантина и запрета свиданий увеличивает напряженность среди осуждённых.
Так что, очень может быть, что и власти в Армении в скором времени столкнутся и с тюремными бунтами, и с протестными акциями родственников заключённых.
И протестная голодовка заключённых из Ванадзорского уголовно- исправительного учреждения тому подтверждение.
Впрочем надеяться на здравомыслие властей вряд ли разумно.
Желательны действия.
К примеру, из родственников и сочувствующих создать группу поддержки для изменения формата изоляции заключённых из группы риска.
И потом обращаться от их имени в:
– посольства Евросоюза и стран имеющих дипломатическую аккредитацию в Армении,
– представительства ООН, ОБСЕ и международных правозащитных организаций.
Потом сузить план действий до уровня заключенных, уголовные дела которых получили или же имеют общественное и международное звучание. Например – дело Президента Кочаряна.
Такой способ борьбы оправдан тем, что защищая права более знакового и публично известного, менее публично известные получат прецедент для решения своих проблем.
В условиях упрямства властей – это едва ли не единственная возможность вывода заключённых из группы риска на домашнее содержание.
А значит и шанса избежать заражений, осложнений и преждевременной их смерти от вируса по недосмотру властей.
Владимир Саркисян
политический обозреватель