«Кто приспосабливается, тот не может быть справедливым» (китайская мудрость)
После призыва Пашиняна с 8ч 30 мин утра 20 мая 2019г. заблокировать пикетами протестующих все входы и выходы судов всех инстанций РА, президент республики А. Саркисян обязан был в соответствии со Статьей 123 Конституции РА и на основании пункта 1 Статьи 332 УК РА потребовать от Прокуратуры РА возбуждения уголовного дела по Статье 301.1 УК РА. (Попытка свержения конституционного порядка в Армении.)
Однако подтвердилось то, что неоднократно свидетельствовал Армен Саркисян своим действием или же бездействием.
Он – далеко не тот, кто готов исполнять свои полномочия добросовестно. Он, как правило, в нужное время почему то не оказывается в нужном месте. А если и оказывается, то принимает решения вне сложившихся обстоятельств… и почему то не защищающие конституционность.
Ну как можно занимать пост президента и раз за разом несимметрично реагировать на токсичные выпады против законности в стране. А это у А. Саркисяна уже вошло в привычку. Так было и 2 октября прошлого года, когда Н. Пашинян и его команда предприняли лобовую атаку на Парламент после принятия последним уточнений законодательно защищающих от физического воздействия толпы, свободное волеизявление депутатов при голосовании по вотуму доверия правительству. Что стало собственно и причиной ничем не мотивированного досрочного роспуска действующего Национального Собрания РА.
Тогда президент сознательно самоустранился от исполнения своих прямых обязанностей исходящих из содержания пункта 2 Статьи 123 Конституции РА. А именно, совершил действия ничем не отличающиеся от бездействия. Он поправку к Закону” О регламенте Национального Собрания РА” полностью соответствующую требованиям Конституции РА продержал для подписи весь предусмотренный для этого срок(в 21 день), после чего не подписав направил в Конституционный Суд РА на его проверку положениям Основного Закона.
В дальнейшем КС (через 5 месяцев со дня обращения) признал данную законодательную поправку полностью совпадающей нормам конституционности. Т.е. фактически осудил бездействие президента связанное с просрочкой ввода в действие данной поправки. Что однако автоматически не аннулировало процедуру досрочного роспуска НацСобрания предпринятую в угоду политическим интересам Пашиняна в прошлом году, и никак не охарактеризовало в качестве незаконных выборы в Парламент РА от 9 декабря 2018г. Хотя и первое, и второе являются следствием «замараживающих” действий А. Саркисяна по имплементации данной поправки в реестр действующих законов. Впрочем это не значит, что в суде невозможно будет оспорить данное поведение А. Саркисяна в качестве умышленного затягивания исполнения своих обязанностей устраняющих препятствия нарушающие конституционно закреплённый цикл(срок) выборности высшего законодательного органа страны. А это уже по факту сговор между премьером и президентом направленный на создание искусственного парламентского кризиса с целью объявления досрочных выборов для конечно же получения партией Пашиняна политического контроля в НацСобрании РА.
Между прочим – это статья. Причём уголовная. И президенту рано или поздно придется дать ответ на вопрос: почему он сразу не подписав “эту поправку”, содействовал преждевременному прекращению деятельности депутатского корпуса. Однозначно А. Саркисян своим поведением вышел за рамки беспристрастного арбитра.
Почему думается так, а не иначе?
Да потому что в случае добросовестного исполнения своих полномочий, он обязан был подписать данную поправку к Закону “О регламенте Национального Собрания РА”, а правительство( если бы проявляло недовольство) получало возможность на основании подпункта 5 пункта 1 Статьи 169 Конституции РА, как и одна пятая часть от общего числа депутатов НС РА в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 все той же Статьи 169 Конституции РА через обращение в КС РА проверить на законность данную поправку.
Так что образно выражаясь, в том числе и с помощью президента, впрягли страну в не тот хомут. И в итоге пошла страна юзом. И неспроста.
Очевидно каждая должность предполагает определенный не только набор знаний, но и морально-этических убеждений ниже которых “избранные” или же “назначенные” не могут оказаться.
С трудом представляю преподавателя английского не знающего английский, обучающего игре на фортепьяно, но не знакомого с нотной грамотой.
А тут президент, выступающий где угодно, и о чем угодно, но при этом не использующий свой конституционно-правовой инструментарий для зашиты условно взятого гражданина в рамках тех его прав, которые делегированы этому человеку действующей конституцией.
И несмотря на это, чуть ли не каждое своё выступление заканчивающий не всегда к месту произносимым:”И да поможет нам Бог.”
Интересно, что он хочет этим сказать? Может А. Саркисян не в курсе, что он президент не теологически-небесного, а вполне земного светского государства, где необходимо руководствоваться прежде всего наказом апостола Павла:” Богу богово, Кесарю кесарево.”
И в конце концов президент не священник, чтобы по поводу и без вспоминать всевышнего. Тем более, что для дел земных есть законы земные. И прежде всего Конституция, которую своим варварским призывом от 19 мая 2019г грубо нарушил премьер-министр.
А поддержали его первобытный клич, клич ничего не имеющий общего с принципом “независимой судебной системы и соблюдения законности” и директор СНБ А Ванецян, и Генеральный Прокурор А Давтян, и глава Полиции В Осипян… Поддержали по умолчанию своим солидарным бездействием.
А президент?
А президент снова возвысив свой голос из далека (по причине все того же традиционного отсутствия в республике), в который уже раз не сказал, что “суд при принятии Судебного Акта как правило руководствуется не ожиданиями толпы, а буквой Закона”. Он обошёл стороной не только это. Но и не объяснил, почему он не воспользовался своим конституционным правом и от Генерального прокурора А. Давтяна, уже на стадии следственных действий, не потребовал приостановить уголовное рассмотрение по всем фигурантам так называемого уголовного дела “по свержению конституционного строя” в связи с превышением диспозиции Статьи 301.1 над Статьей 301 Уголовного Кодекса РА.
И почему в рамках вышеизложенного без соответствующего решения Конституционного суда не счёл не допустимым возобновление уголовного преследование известных лиц.
Интересно, что помешало президенту А. Саркисяну исполнить свой конституционный долг в вышеизложенном контексте? Страх перед толпой? Отсутствие юридических знаний? А может ожидаемая поддержка призывов Пашиняна от 19 мая 2019г со стороны и П. Свитальского ( посла ЕС в РА) и посольства США в Армении?
Уважаемый читатель, ну как на этом самом месте не вспомнить всем известную китайская мудрость: “Кто приспосабливается, тот не может быть справедливым”.
Владимир Саркисян
политический обозреватель
Руководитель Центра политического программирования