“У канцлера есть как политический, так и чисто человеческий интерес посмотреть на Армению после событий весны нынешнего года՚՚
Интервю с грузинским политологом Гелой Васадзе
– Г-н Васадзе, каковы ожидания от визита Ангелы Меркель в регион, что она привезет и что увезет с собой? Берлин хочет повысить свою роль на Кавказе?
– Всё дело в том, что Кавказа как единого геополитического пространства не существует. Все три страны Южного Кавказа находятся в разной системе политических координат. Грузия ассоциированный член Европейского Союза и страна-аспирант НАТО. Армения член Евразийского Союза и ОДКБ. Что касается Азербайджана, эта страна имеет внеблоковый статус. Поэтому для каждой страны Меркель привезет и увезет абсолютно разные вещи.
– Какая повестка должна ждать канцлера Германии, в частности в новой Армении, и какую роль будет иметь Россия в обсуждениях – прямую или косвенную?
– Повестка дня с Арменией будет прежде всего ознакомительной, уверен у канцлера есть как политический, так и чисто человеческий интерес посмотреть на Армению после событий весны нынешнего года. Кроме того, Армения заключила с ЕС договор о партнерстве CEPA, уверен ход выполнения этого договора тоже будет обсуждаться. Что касается России, невозможно говорить об Армении или с армянским руководством и не иметь в виду Россию. Естественно, этот вопрос будет затрагиваться, но не думаю, что он будет главным.
– О чем сумели договориться Меркель и Путин 18 августа?
– Ну это хорошо известно всем. Путин и Меркель не договорились ни о чем, да и не могли договорится. Наверняка главной темой был газопровод Северный поток-2, но тут Меркель только за, как и Путин, проблема в том, что многие остальные страны-члены ЕС и США против. Что касается всего остального, тут у Меркель и Путина настолько диаметрально противоположные позиции, что не думаю, что мог существовать даже предмет переговоров, не говоря уж о договоренностях.
– Почему Ангела Меркель стерпела, что Азербайджан запретил ей приезжать в Баку в сопровождении одного из депутатов германского парламента, представляющего к тому же ее собственную партию ХДС – Альберт Вайлер? Как это скажется на германо-азербайджанские отношения?
– Что значит стерпела, Меркель является федеральным канцлером с огромным опытом, и она прекрасно понимает, что господин депутат нарушил законы Азербайджана. То, что его не пустили в страну было ожидаемо, вопрос может стоять по другому, кто подставил канцлера, включив депутата в состав делегации, посещающей Баку. Как это может отразится на отношениях между Германией и Азербайджаном, да никак. Меркель в Баку будет обсуждать священные для неё вопросы энергетики, так что случай с депутатом забудут как досадное недоразумение. Тем более, что в кармане у Меркель сеть другие козыри на переговорах с Алиевым.
Гаяне Хачатрян