В Ереване пренебрегли этическими нормами, разгласив рабочие материалы «тройки» сопредседателей Минской группы и тем более переписку глав государств без надлежащего согласования с заинтересованными сторонами. Мария Захарова
Вопрос: Правительство Армении опубликовало ряд документов переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта. И хоть сами документы свидетельствуют об обратном, провластные СМИ и эксперты пытаются внушить, что переговоры по урегулированию конфликта никогда не велись вокруг независимости Арцаха или присоединения к Армении, а статус Нагорно-Карабахского региона обсуждался исключительно в рамках территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Как Вы прокомментируете эти утверждения? Изменилась позиция России с момента опубликования в январе 2021 г. ответа российского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ И.В.Попова на вопрос СМИ?
Ответ: Мы обратили внимание на эту информационную «акцию». Прежде всего отметим очевидное: в Ереване пренебрегли этическими нормами, разгласив рабочие материалы «тройки» сопредседателей Минской группы и тем более переписку глав государств без надлежащего согласования с заинтересованными сторонами.
При этом, раз они уже это сделали, то мы можем комментировать. Все опубликованные документы «разбивают» те тезисы, которые официальный Ереван в последнее время пытается продвигать.
Обнародованные документы ООН и ОБСЕ, в выработке и принятии которых Россия принимала активное участие, убедительно подтверждают, что на протяжении трех десятилетий наша страна в национальном качестве и как сопредседатель Минской группы прилагала последовательные усилия по политико-дипломатическому урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Было сделано немало.
В основе российской линии всегда находился поиск разумного баланса двух составляющих – уважения территориальной целостности Азербайджанской Республики и обеспечения прав и интересов коренного карабахского населения в соответствии с общепризнанными международными принципами и стандартами. Переговоров, как Вы выразились, «вокруг независимости Арцаха или присоединения к Армении» Москва никогда не вела.
По поводу ответа И.В.Попова на вопрос СМИ в 2021 г. напомню, что тогдашний российский сопредседатель Минской группы с фактами на руках опроверг утверждения Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна в его статье «Истоки 44-дневной войны» о том, что российские предложения по урегулированию конфликта якобы сводились к возврату Азербайджану семи районов «за просто так», без решения вопроса о статусе Карабаха. На самом деле все было несколько иначе, если не сказать наоборот.
Удостовериться в этом легко: достаточно вдумчиво прочитать опубликованные на сайте Правительства Армении проект Декларации о первом этапе и дальнейших шагах в нагорно-карабахском урегулировании, проект Заявления России, США и Франции в поддержку упомянутой Декларации и проект соответствующей резолюции СБ ООН.
Эти документы обсуждались на армяно-азербайджанских переговорах еще до смены власти в Ереване в мае 2018 г. Ни одна из сторон их не отвергала, хотя полного согласия достичь не удавалось. Главное – переговоры велись на регулярной основе. Вплоть до 2018-2019 гг., когда администрация Н.В.Пашиняна вместо того, чтобы продолжить переговорный процесс, фактически прервала предметный диалог. В Ереване заговорили о том, что, цитирую:
«Международное признание независимости Арцаха было, есть и останется приоритетом для Армении» (Степанакерт, март 2019 г.), а также еще цитата: «Арцах – это Армения, и точка!» (Степанакерт, 5 августа 2019 г.). Что случилось затем – мы все прекрасно помним – Вторая Карабахская война осенью 2020 г., остановить которую удалось только усилиями России и лично Президента России В.В.Путина.
За прошедшее время изменилась позиция не России, а Армении. Причем радикально. В Заявлении по итогам саммита Армения – Азербайджан – Франция – Евросоюз 6 октября 2022 г. в Праге Премьер-министр Н.В.Пашинян признал территориальную целостность Азербайджанской Республики и Карабаха в ее составе. О коренном населении региона, его правах и свободах в заявлении ни слова. Одновременно была предана забвению достигнутая в ноябре 2020 г. в Москве «джентльменская договоренность» лидеров России, Азербайджана и Армении отложить решение вопроса о статусе Карабаха будущим поколениям.
Обнародованные документы убедительно показывают, что на разных переговорных этапах открывались возможности для политико-дипломатического разрешения конфликта и учета интересов людей, которые там проживали. Для их реализации требовались стратегическое видение и политическая воля противоборствующих сторон. Задача посредника, в данном случае сопредседателя Минской группы, – помочь Баку и Еревану урегулировать конфликт, а не делать из этого «бесконечную склоку» и не реализовывать это за и вместо них. Из этих документов следует, что возможности были, и они были упущены. Это не наша вина. Естественный вопрос: «А чья?» – не к нам. Пусть на него гражданам Армении отвечают руководители этого государства.
