Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Банковская сфера, являющаяся одной из самых состоявшихся в экономике Армении, судя по всему, не дает покоя нынешним властям. Складывается впечатление, уже перерастающее в полную уверенность, что правительство Никола Пашиняна заранее распланировало свои действия по развалу этой мощной системы и методично осуществляет задуманное шаг за шагом, взяв на прицел экономику страны в целом.
Под соусом борьбы с коррупцией
Прошло чуть больше года с тех пор, как в январе 2020 года парламент Армении утвердил поправки в законы “Об уголовном судопроизводстве” и “О банковской тайне”, которыми были сняты ограничения на банковскую тайну.
В ЧАСТНОСТИ, ЕСЛИ РАНЕЕ МОЖНО БЫЛО РАСКРЫТЬ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ только в отношении подозреваемых и обвиняемых, то введенными поправками подобные ограничения были сняты. Причем новые законодательные регулирования были приняты под шквал критики со стороны множества экспертов, указывающих на то, что в интересах страны надо четко осознавать – банковская тайна должна оставаться таковой и раскрываться в исключительных случаях.
Это было особенно важно с учетом инвестиционной привлекательности страны, поскольку нововведения могут сократить и без того ослабевший приток инвестиций в Армению. Однако правящую политическую команду в то время это никак не остановило. Как результат – понятие “банковская тайна” в Армении стало фактически формальностью.
Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. Теперь уже под соусом борьбы с коррупцией власти намерены создать в Центробанке единый реестр банковских счетов, о чем на днях сообщил зампредседателя ЦБ Нерсес ЕРИЦЯН, представляя проект изменений в законе “О Центральном банке” в ходе заседания финансово-кредитной комиссии парламента РА.
В случае принятия законопроекта все счета, которые армянские банки и кредитные организации присваивают своим клиентам (будь то юридические или физические лица), будут заноситься в единый реестр. И не только. В реестр предлагается также включать данные о счетах за последние пять лет. На данном этапе пока не планируется включать в реестр информацию об остатке средств на счетах и о перемещениях сумм.
Реестром будет заведовать Центробанк Армении. Благодаря этому, по словам зампреда ЦБ, при расследовании коррупционных дел будет легче вести поиск необходимых данных, которые сейчас находятся в разрозненном виде по отдельным комбанкам.
Комбанки или филиалы ЦБ?
– Единый реестр банковских счетов? Серьезно? – недоумевает экс-министр Карен ЧШМАРИТЯН, комментируя новую законодательную инициативу. – А не честнее ли было объявить, что в Армении больше нет коммерческих банков и все они отныне будут филиалами Центробанка. Что они хотят от банков? Или нашли еще одну не разваленную систему? – возмущается он.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ О СОЗДАНИИ ТАКОГО РЕЕСТРА, продолжил бывший министр экономики, нужно ответить на вопрос: что это за информация, которую банки когда-либо отказывались предоставить по требованию закона или делали это с опозданием? Есть ли хоть какой-нибудь подобный прецедент? Ну и самое главное: сколько в Армении было зафиксировано случаев незаконного отмывания денег через банки или финансирования терроризма?
Фактически власти чем дальше, тем больше сужают кольцо. Помимо выдачи лицензии для осуществления банковской деятельности, жесткого контроля чуть ли не за каждым шагом комбанков теперь еще регулятор будет требовать от банков предоставить информацию о своих клиентах.
– Неизвестно, делается это осознанно или нет, но то, что в плане инвестиций по этой части больше можно не переживать, – это факт. Потому что они окончательно обнулятся. И даже нельзя исключить возможное “бегство” определенной части уже имеющихся инвестиций, – полагает г-н Чшмаритян. – Интересно, а комбанки Армении согласны с тем, чтобы данные о банковских счетах их клиентов аккумулировались в Центробанке и сидящий там ИТ-специалист мог бы передавать кому угодно, когда угодно и что угодно всего лишь через какую-то флэшку? Или, может быть, для турецких спецслужб или других, мягко говоря, не столь дружественных организаций обеспечиваем принцип “одного окна”? – анализирует возможные сценарии развития г-н Чшмаритян.
Обосновывая тем, что, мол, ведем борьбу с коррупцией, нынешние власти, по сути, намерены еще одним тяжелым инструментом надавить на и без того тонущую экономику. Но этого им тоже мало, поскольку в качестве бонуса добавляют тезис о якобы внедрении “инновационных идей”.
– Интересно, каких идей? Тотально глобалистких? А как насчет финансовой безопасности страны, банковской тайне, самостоятельности комбанков и обеспечении их региональной конкурентоспособности? Получается, что это уже ненужные и неважные процессы. А ведь было время, когда у Армении были амбиции стать региональным финансовым центром. Что случилось с этим? – вновь риторически задается вопросом бывший министр экономики.
Еще один охотник за банковской тайной
Ну и напоследок, так сказать, в качестве “вишенки на торте”. Ровно год назад Комитет госдоходов представил разработанный им законопроект, который был нацелен на получение доступа к банковской тайне налогоплательщиков со стороны налогового органа.
КАК ГОВОРИЛОСЬ В ТО ВРЕМЯ В ОБОСНОВАНИИ ЗАКОНОПРОЕКТА, для осуществления налогового контроля КГД в соответствии с действующим законодательством использует информацию, предусмотренную Налоговым кодексом. Речь, в частности, об информации, предоставленной третьими лицами. Среди обязательных к предоставлению третьими лицами информации являются, к примеру, сведения, получаемые от Центробанка РА, а также местных комбанков относительно открытых клиентами банковских счетов.
В то же время действующим законом “О банковской тайне” указано, что банки могут предоставить налоговому органу информацию о своих клиентах, содержащую банковскую тайну, лишь на основании решения суда. При этом тот же закон обязывает банки отказать в предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, если требование не соответствует положениям закона.
Такой расклад никак не устраивал Комитет госдоходов, где как раз и решили на законодательном уровне закрепить за собой право получения информации, считающейся банковской тайной. И заодно, как было указано в обоснование законопроекта, “ее использования со стороны КГД в рамках своих полномочий в соответствии с целями налогового контроля”.
Однако после многочисленных заявлений экспертов о том, что с принятием этих нововведений и без того пошатнувшийся у нас институт банковской тайны получит последний смертельный удар, законопроект в конце апреля 2020 года был снят с единого сайта публикации проектов правовых актов e-draft.am. Хотя, бывший на тот момент глава КГД Давид Ананян пообещал, что законопроект вновь будет представлен, но уже после некоторой доработки.
О том, на какой стадии находится сейчас этот документ, в пресс-службе Комитета доходов нам пояснили, что конкретных действий в этом направлении сделано пока не было. “Но эта инициатива по-прежнему находится в зоне наших интересов и приоритетов, поэтому в ближайшее время планируется вновь вынести ее на обсуждение”, – пояснили в КГД.
Тут только можно ответить цитатой из романа “Двенадцать стульев”: “Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?” Ну а если серьезно, то впору задаться вопросом: а кто еще стоит в очереди за “растерзанием” банковской системы Армении, на становление и успешное развитие которой были потрачены годы упорного труда? Что это, если не умышленный развал экономики страны, которая реально не сможет выстоять в условиях столь мощного раскачивания ее основополагающих систем.