![](/banners/BeFunky-design.jpg)
Абсолютно предосудительно, что вопрос возвращения находящихся в Азербайджане пленных с армянской стороны политизируется – Арман Татоян
![](https://ru.168.am/wp-content/uploads/sites/3/2021/02/57338_555_343.jpg)
Вчера, 26 февраля 2021 года, президент Азербайджана заявил: «Мы провели контртеррористическую операцию, в результате которой несколько диверсантов были обезврежены, а более шестидесяти были захвачены. Сейчас их называют военнопленными. Мы считаем, что это искажение вопроса, потому что через 20 дней после окончания войны военнопленных быть не может. Военнопленные, которые были у нас, – мы их всех вернули. Причем мы вернули раньше, чем вернули нам. Эти люди в эту категорию не попадают, это террористы и диверсанты».
Защитник прав человека Армении выступил с заявлением по этому поводу, в котором еще раз констатировал, что все военнослужащие и гражданские лица с армянской стороны, удерживаемые в Азербайджане, имеют статус пленных.
«Все военнослужащие находились в Арцахе для выполнения своего конституционного долга, они несли военную правовую службу в Арцахе.
Достоверные доказательства, собранные аппаратом Защитника прав человека, подтверждают, что количество взятых в плен гораздо больше, чем подтвердили власти Азербайджана. Речь идет о возвращении 44 пленных одной группой.
Защитник прав человека зафиксировал множество случаев, когда, несмотря на подтверждающие видеозаписи и другие доказательства, власти Азербайджана отрицают факт нахождения людей у них или затягивают процесс подтверждения.
Инициирование уголовных преследований в отношении удерживаемых в Азербайджане пленных с армянской стороны, их арест и, тем более, именование их «террористами» или «диверсантами» являются грубыми нарушениями международного гуманитарного права и международного права прав человека в целом.
Они не могут подвергаться в качестве наказания никакому уголовному преследованию или аресту за несение военной службы.
Это утверждение, в частности, вытекает из требований Третьей Женевской конвенции 1949 года.
Власти Азербайджана сначала искусственно затягивали возвращение армянских пленных, а затем начали подтасовывать и злоупотреблять правовыми процессами и прямым текстом заявлять, что в Азербайджане удерживаются только «террористы и диверсанты».
Международное гуманитарное право запрещает такое обращение. Оно явно содержит характеристики военного преступления.
Защитник прав человека Армении также считает необходимым особо подчеркнуть, что в послевоенном процессе права человека или гуманитарные вопросы, включая освобождение и возвращение пленных, должны быть обеспечены сразу после прекращения боевых действий и они должны держаться подальше от политических процессов.
Этот запрет действует в любом случае в международном праве, независимо от того, закреплено ли это в документах касающихся конкретных конфликтов.
Абсолютно неприемлемо данное заявление президента Азербайджана о том, что через 20 дней после окончания войны военнопленных не может быть, таким образом называя пленных «диверсантами» или террористами.
Недопустимо толковать трехстороннее заявление от 9 ноября как относящееся только к ситуации до подписания этого заявления.
Во-первых, как до, и так после заявления от 9 ноября, а также в настоящее время мы имеем дело с продолжающимся (незавершенным) вооруженным конфликтом: эта норма вытекает непосредственно из требований международного гуманитарного права.
Кроме того, заявление президента Азербайджана прямо противоречит намерениям сторон, подписавших трехстороннее заявление 9 ноября, и практике его применения.
В частности, на основании требования пункта 8 этого заявления, Республика Армения уже передала Азербайджану двух человек, совершивших преступления в Арцахе, в том числе, убийства мирных жителей и осужденных. Азербайджан по тому же принципу передал Армении армян формально осужденных в этой стране.
Армения и Азербайджан обменялись также пленными после трехстороннего заявления от 9 ноября.
Таким образом, упомянутое заявление должно применяться ко всем ситуациям как до, так и после 9 ноября. до тех пор, пока существует объективная потребность в защите прав человека и гуманитарного процесса в связи с последствиями военных действий.
Следовательно, принципиально недопустимо обусловливать наличие пленных датой трехстороннего заявления. Еще раз подчеркиваю, что, независимо от даты взятия в плен, все удерживаемые в Азербайджане военнослужащие и гражданские лица армянской стороны являются пленными по своему статусу.
Абсолютную актуальность вопроса об освобождении пленных следует рассматривать в контексте политики армянофобии в Азербайджане, что неоднократно подтверждалось докладами, опубликованными Защитником прав человека Армении на основе объективных доказательств.
Поэтому абсолютно предосудительно то, что вопрос освобождения и возвращения находящихся в Азербайджане пленных с армянской стороны явно политизирован, а правовые процессы подтасовываются и подвергаются злоупотреблению.
Все это грубо нарушает гуманитарный процесс и международные требования в сфере прав человека. Следовательно, они должны быть освобождены без каких-либо предварительных условий и благополучно возвращены в Армению.
Посему обращаю внимание международного сообщества, и особенно международных структур, уполномоченных защищать права человека, на вышеупомянутое заявление президента Азербайджана, дабы исключить любое нарушение гуманитарного процесса, гарантировать, что процесс будет строго соответствует международным требованиям в области прав человека»,- говорится в заявлении Омбудсмена Армении.