Categories։

10 важных констатаций: Из чего будут исходить внешние партнеры в отношениях с Арменией

1. ИТОГИ 45-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ показали, что масштабы потерь для армянского народа не стали реальным поводом для быстрой смены руководства страны, потерпевшего поражение. Сложилась ситуация, при которой армянская сторона как в лице действующей власти, так и оппозиции, фактически приняли основные условия подписанного 9 ноября заявления и не помешали его реализации. Сегодня опять же латентно большинство действует в режиме “кто начал эту игру, тот и пусть подписывает все бумаги” (речь о переговорах).

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ в самой Армении противоречивы и разнообразны. Важные из них:

• патриотично-национальные, которые не предлагают пока видимого выхода или возможных решений основного вопроса – Арцахского, они пока не предлагают новой повестки дня развития страны, кроме требования отставки Никола Пашиняна и проведения досрочных выборов, многие опасаются носителей этих настроений как потенциальных сторонников военных действий;

• “элитарные настроения” – сторонники отставки Премьера Пашиняна и формирования новой, более солидной власти в Армении, часть общества, которая беспокоится за перспективы развития государства, осознавшая разрушительную миссию Пашиняна;

• сторонники мира – их не интересует, какой ценой или какими потерями может быть достигнут или сохранен мир, главное – чтобы их родные и близкие не были бы призваны в армию и не было бы военных действий, для них очень аморфны такие понятия, как национальное достоинство, суверенитет или территориальная целостность страны;

• меркантильные настроения превалируют в той части общества, которая ожидает улучшения своего материального благополучия или по крайней мере не ухудшения, в том числе и за счет борьбы с “бывшими”, поэтому готовы пока перетерпеть эту напряженную ситуацию, а также предвкушают потенциальную выгоду от налаживания торговых отношений с Турцией и Азербайджаном;

• нейтрально-латентные настроения, носители которых не хотят проявлять гражданской или политической активности и в необходимый момент могут молчаливо поддержать фактическую власть.

3. В АРМЕНИИ ОСТРО СТОИТ вопрос власти, есть беспокоющие признаки безвластия. Действующее правительство ущербно, неполноценно. Оно пока держится за счет административно-силового ресурса, который убывает, постепенно теряет влияние на происходящие в стране политические процессы и на отдельные регионы страны. Такая власть не будет в состоянии руководить страной, инициировать новые реформы и преобразования, а также полноценно защищать собственные национальные интересы в отношениях с внешним миром. Кому нужна власть, которая не сможет ровно и невозмутимо отстаивать свои интересы на переговорах? Кто искренно захочет подавать руку человеку, который в глазах многих зарубежных лидеров – предатель национальных интересов? Трудно представить, как Пашинян физически будет вести дальнейшие переговоры с Алиевым.

4. ЛЮБАЯ НОВАЯ ВЛАСТЬ В АРМЕНИИ уже будет вынуждена считаться с новой реальностью геополитических отношений. Стране предстоит институционально оформить безальтернативность выбора геополитической модели своего развития. Силовые структуры страны (армия, служба безопасности, прокуратура) уже сейчас в своих действиях ориентируются на настроения из России. Вместе с тем будет наращиваться прессинг западных центров влияния, которые не согласны с формирующимися новыми условиями и правилами игры.

5. АРМЯНЕ В СВОЕМ БОЛЬШИНСТВЕ, так же, как нынешнее руководство, уже привыкли, что кто-то вместо них должен решать их собственные проблемы, вместо них защищать их Родину, вместо них определять границы собственного государства и защищать их. В Армении сломана иммунная система общества и государства, она еще долго не сможет сопротивляться и бороться с новыми вызовами и проблемами. Надо понимать и четко осознавать, что у России нет бесконечных ресурсов нас защищать, у нее свои собственные национальные интересы в этом регионе и они не начинаются и не заканчиваются в Армении. В понимании российской элиты Россия уже оказала нам большую услугу, остановив войну и не дав тюркской коалиции полностью захватить Арцах.

6. ПОТЕНЦИАЛ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ В АРМЕНИИ еще не достиг своего пика. Ее усиление произойдет с неминуемым углублением экономических трудностей и повышением социальной напряженности в стране. Предстоят реальные вызовы в сфере энергетики и банковской деятельности. Станет исключительной проблемой сбор налогов и платежей в государственный и местный бюджеты. Про реальные инвестиции можно забыть. Страна за последние несколько лет в экономическом смысле паразитировала, население и правящая верхушка жили в режиме ожидания и предвкушений, не создавая реального национального богатства, не наращивая экономических мускулов. Вспомним только рост потребительского кредитования в стране, где не было существенных инвестиций и новых рабочих мест, реального роста доходов населения, вспомним о премиях государственным служащим Армении, которые за счет этих премий взяли много ипотечных и других кредитов в банках.

7. НОВАЯ ВОЛНА МИГРАЦИИ станет неминуемой. В стране, где думающие и созидающие люди не востребованы, где нет гарантий для долгосрочной безопасной жизнедеятельности, где не ясны и не видны перспективы экономического и социального развития, где система образования находится в коллапсе люди не будут связывать свое будущее с ней. На кого будет опираться государство в таком случае? В стране, где целые регионы могут оказаться в каждодневном режиме опасности, могут ли рождаться новые дети и создаваться новые семьи?

8. РОССИЯ БУДЕТ ИСХОДИТЬ из того, что в нашей стране сформирована и продолжает действовать достаточно сплоченная прозападная сеть общественно-политических организаций и СМИ, которая в силу своей сущности и финансовых источников будет вести антироссийскую политику, в том числе защищая и продвигая также протурецкие интересы. В Армении хорошо отработаны механизмы промывания мозгов через социальные сети. Кроме того, представители этого направления и действующие власти настроены на расширение своего ресурса влияния через телевещание. Есть ли такие же механизмы и инструменты влияния на общественные настроения и отношения у России?

9. ПРИ ПОТЕНЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ торгово-экономических отношений с Турцией и Азербайджаном, внешние партнеры Армении будут иметь в виду, что чрезмерная меркантильность, расчетливость и архаичность многих армян может привести к тому, что они отдадут приоритет торговле, а не вопросам собственной безопасности и станут носителями идеи сближения с Турцией, а не с Россией. В этой ситуации всегда придется помнить сказ о том, что “миру – мир, а армянам – деньги”. При таком раскладе не исключается, что армяне воспользуются советом Джона Болтона, который осенью 2018 года буквально посоветовал нам не настаивать на теме признания Турцией геноцида армян.

10. РОССИИ БУДЕТ СЛОЖНО делать огромные денежные вливания в экономику Армении. Поэтому не исключено, что под лозунгами установления долгосрочного мира и гарантий безопасности в Армении начнется тюркская экономическая экспансия. Новые региональные инфраструктурные проекты (газопроводы, нефтепроводы, железные дороги и др.) вряд ли появятся. Все, что потенциально можно было построить, уже построено и эксплуатируется. Вряд ли тюркская коалиция захочет, чтобы армянский бюджет получал дополнительные доходы. Нам будут предлагать только те проекты, которые в первую очередь выгодны туркам, например, в виде коридоров через Сюник для облегчения собственного транспортного сообщения. Пример Грузии показывает, что главные экономические инвестиции в экономику этой страны после революции сделаны в основном мусульманскими странами – Турция, Азербайджан, страны Персидского залива и др. США и Европа предпочитают налаживать больше торговые отношения – открывать свои рынки для грузинских товаров, а не делать реальные инвестиции в регионе, где не смогут при необходимости физически их защитить.

Армен ГЕВОРКЯН, бывший вице-премьер РА

Categories։

Newsfeed