Армен Ашотян: «Азербайджан будет принуждён сначала к миру, затем – к признанию Нагорного Карабаха»

Киев: 27 сентября Вооруженные силы Азербайджана нанесли артиллерийские удары по позициям воинских частей в Карабахе.

Согласно данным властей Нагорно-Карабахской республики, потери ВС Азербайджана с момента эскалации конфликта в регионе уже превысили 3 тысячи человек. Число жертв с армянской стороны, по данным Армии обороны Карабаха, увеличилось до 157 человек.

В интервью Front News International вице-председатель Республиканской партии Армении, экс-министр образования и науки Армении Армен Ашотян рассказал о том, что может поспособствовать деэскалации конфликта в районе Нагорного Карабаха, а также о роли Турции в вооруженном противостоянии между Азербайджаном и Арменией.

Кроме того, Армен Ашотян заявил, что в связи с всеобщей мобилизацией он был призван в Вооруженные силы Армении, и уже в ближайшее время отправится в место несения службы.

Front News International: Какое отношение мирного населения к боевым действиям в Нагорном Карабахе? Есть ли волнения среди армянского народа?

Армен Ашотян: Ситуация в Армении спокойная. У армян, как говорят, выразительные глаза, и в эти дни войны глаза моих соотечественников – это какая-то уникальная смесь из гордости, самоотверженности, патриотизма и определенной тревоги, конечно.

FNI: Что вы можете рассказать о внутриполитической ситуации в Армении с момента эскалации конфликта?

А.А.: Внутриполитическая ситуация в Армении замерла с момента начала военных действий. Все основные политические партии, и по отдельности, и многие совместным заявлением выразили, что замораживают внутриполитическую борьбу, откладывают внутриполитическую повестку разногласий, работая вместе, сообща, сплотившись вокруг армянской армии, вокруг Нагорного Карабаха, вокруг нашей государственности. Расчет противника на то, что за последнее время в Армении была очень напряженная внутриполитическая обстановка, а военные действия могли бы внести разлад в армянском обществе, не оправдались и не могли бы оправдаться. Не знаю, какая разведка у Турции и Азербайджана, но то, что она в этом направлении провалилась, могу вас заверить. Несмотря на все наши внутренние противоречия, с 27 сентября вся армянская политическая элита, всё армянское политическое поле, все работают в одном направлении.

FNI: Какие шаги предпринимают или уже предприняли политические силы в Армении для урегулирования конфликта?

А.А.: К примеру, Республиканская партия Армении работает очень интенсивно в информационном поле. Учитывая наши внешние большие связи, в частности с европейскими политическими структурами, мы являемся членами Европейской народной партии, с другими международными институтами мы работаем очень интенсивно, как на дипломатическом поприще, рассказываем миру правду об этой войне, и есть определенные конкретные результаты, например заявления видных европейских политиков, обвиняющих Азербайджан в разжигании войны и призывающих к немедленной деэскалации конфликта. Недавно заявление сделала Европейская народная партия, которая является ведущей политической силой в Европейском Союзе, которая призвала отвести войска к тем позиция, которые они занимали до начала военных действий.

Наша партия (РПА – ред.) интенсивно работает и в гуманитарном аспекте. Члены нашей партии интенсивно пополняют ряды, как и добровольцев, так и регулярной армии, учитывая, что в Армении объявлена всеобщая воинская мобилизация. Президент партии, третий президент страны Серж Саргсян руководит всем этим процессом, сам находится в интенсивной оперативной связи со своими действующими и бывшими военными соратниками по первой Карабахской войне. Разлада не будет, расчет Эрдогана на то, что армянское общество расколется под натиском азербайджано-турецких военных формирований и действий, провалились. И армянская армия, и армянское общество, и армянская политическая элита, и всемирное армянство еще более сплотились, учитывая, что угроза, которая нависла над армянами в Республике Армения, в Нагорном Карабахе, действительно экзистенциальная.

FNI: Официальный представитель Госдепа США уже подтвердил информацию о том, что Турция перебросила своих наемников из Сирии в Азербайджан. Какую роль играет Турция в этом противостоянии?

А.А.: Турция – геноцидальное государство, которое открыто встало на сторону Азербайджана. Это не только агрессивная риторика со стороны руководства Турции, это не только заявления о прямой военной поддержки Азербайджана со стороны президента или министра иностранных дел Турции, это и конкретная военная помощь. Есть многочисленные факты использования беспилотных летательных аппаратов турецкого производства последней серии. После недавних азербайджано-турецких военных учений часть турецкой армии осталась на территории Азербайджана. Подтверждено использование самолетов F-16, и, к сожалению, один из армянских истребителей был сбит, по данным Минобороны Армении, именно турецким бомбардировщиком F-16. Все эти действия азербайджано-турецкого тандема доказывают, что на самом деле Азербайджан является всего лишь турецким прокси на Южном Кавказе, в целом, и в Нагорно-Карабахском конфликте в частности.

Международная пресса публикует результаты своих расследований по поводу привлечения сирийских боевиков в этот конфликт. Сирийские боевики были рекрутированы и транспортированы в Азербайджан к нагорно-карабахско-азербайджанской границе при помощи Турции. Эти солдаты Эрдогана, будучи чистыми военными наемниками и фактически военными преступниками, также подчеркивают, что Эрдоган несет равную ответственность с Алиевым за развязывание этой кровопролитной войны.

Если международное сообщество и Европейский союз действительно хотят мира на Южном Кавказе, то им нужно было давно указать Турции и ее южнокавказскому прокси Азербайджану, их место.              Это место не в семье цивилизованных государств. Турция в своей вовлеченности в этот конфликт утратила любое право и любую основу быть частью переговорного процесса и должна быть исключена из Минской группы ОБСЕ.

FNI: Конфликт или полномасштабная война?

А.А.: Часто вижу в международной прессе, в оценке иностранных наблюдателей и политиков, что Нагорно-Карабахский конфликт вспыхнул и может перейти в полномасштабную войну. Хочу сказать, что эти экспертные оценки не имеют ничего общего с действительностью. Это уже полномасштабная война, которая может перейти в региональную и глобальную катастрофу.

FNI: Обращение Армении в ОДКБ. На сколько возможен подобный сценарий?

А.А.: Как известно, юрисдикция ОДКБ распространяется на территорию государств-членов, каким и является Армения, но не является Республика Арцах. Военные действия в Республике Арцах, по договору ОДКБ, не подлежат под юрисдикцию этой организации. Однако несколько дней назад Азербайджан напал на приграничные армянские села, на территорию Армении, на воинские части и гражданское население вокруг города Варденис, а также бросает открытый вызов своими беспилотниками вблизи от столицы Армении Еревана. Армянская армия с успехом отразила это наступление. На данном этапе ВС Армении успешно справляются с поставленной задачей. Вопрос обращения в ОДКБ должно решать нынешнее военно-политическое руководство Армении на основе всех имеющихся данных и соответствующей военно-политической обстановки.

Я с большим вниманием слежу за обсуждением проблематики Нагорного-Карабахского конфликта в российских аналитических экспертных кругах. У некоторой части экспертно-аналитического истеблишмента есть тенденция к «равной приближённости» Армении и Азербайджана к России. Хочу просто напомнить, что Армения является союзником и стратегическим партнером России, при этом союзником не только по ОДКБ. У Республики Армении с Российской Федерацией есть отдельная двусторонняя правовая база по военно-техническому и военно-политическому сотрудничеству. Тем лоббистам, которые пытаются уравнять в глазах российской общественности Армению и Азербайджан, стоит напомнить об этих фактах. Я уверен, что в случае необходимости, Российская Федерация выполнит свои союзнические обязательства перед Арменией, как в случае открытой турецкой агрессии со стороны армяно-турецкой границы, так и в случае неприкрытой азербайджанской полномасштабной агрессии по отношению к Армении. В плане политических оценок, однако, в Армении от ОДКБ ожидают большего.

FNI: Миротворческие миссии в Нагорном Карабахе смогут разрешить проблему? Или все-таки усугубят процесс деэскалации?

А.А.: Что касается возможного ввода или вмешательства миротворцев, хочу открыто и ясно подчеркнуть: полномасштабная война, которая идет по периметру границ Нагорно-Карабахской Республики, которая уже затронула границы Армении, является следствием нерешённости Нагорно-Карабахского конфликта. Международный мандат на разрешение этого конфликта имеют сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Хочу напомнить, что отдельно взятый миротворческий контингент не является решением проблемы, пока не будет решен вопрос статуса Нагорного Карабаха, международного подтверждения права народа Нагорного Карабаха на самоопределение в плоть до независимости. Пока это право не будет признано Азербайджаном под реальным давлением международного сообщества; Азербайджана, который сам отказался от подписания в 2011 году принципов урегулирования конфликта, который включал в себя международно-признанное право населения Арцаха на самоопределение. Без разрешения этого конфликта в пакете, потому что вопросом конфликта является право народа на самоопределение, вмешательство любого миротворческого контингента не разрешит конфликт, а лишь изменит его геополитическую формулу. В любом случае, Азербайджан будет принуждён сначала к миру, затем- к признанию Нагорного Карабаха.

Newsfeed