Чиполино и отсутствие инфляции
Интерес к ежемесячным публикациям про показатели инфляции – нулевой. Ни эксперты, ни общественность за ними не следят. В отчёте о ценах за январь-ноябрь этого года сказано: «На потребительском рынке РА инфляция за 12 месяцев составила 1,0%».
Естественно, однопроцентная инфляция воспринимается как экономический сон,
или покой, перерыв или что-нибудь подобное. Смотря, что потребителю или эксперту больше по вкусу.
Инфляция за январь-ноябрь этого года по сравнению с предыдущим годом официально заявлена в размере 1,5%. При этом рост цен на потребительском рынке рассчитывается по группе 12 наименований товаров. Ровно половина из них зафиксировали ценовой рост более чем 1%. Самый высокий рост цен на алкогольные напитки, сигареты и табачные изделия – 4,3%. Следом идут одежда и обувь – ровно 4%. Затем пищевые продукты и безалкогольные напитки – с показателем 2,1%. В сфере здравоохранения инфляция составила 2%. Ровно столько же – в сфере образования. А на долю ресторанов и гостиниц пришлось 1,9% инфляции. У четырёх отраслей/товарных групп показатель инфляции меньше 1 процента.
А в категории под названием «культура и отдых» (сюда входят организаторы лотерей и розыгрышей), есть даже снижение цен. В этой сфере по сравнению с тем же периодом предыдущего года падение цен составило 2%. А сфера связи удовлетворилась более скромным показателем дефляции – 0,4%. Вот на таком «тощем» фоне инфляции власти и статистика, ценой профессиональных подвигов умудряются констатировать экономическую активность, превышающую 7%. В том случае, когда формируется противоположная картина, для которой характеристика «экономический застой» подходит больше.
Даже рост цен на фрукты-овощи в конце осени не исправил ситуацию. Потому что он по своему характеру – сезонный. Следовательно, постоянно повторяющийся. Ноябрьский рост цен в этом году почти такой же, как в прошлом году (и в прошлые годы). А официальная отчётность по линии отдельных видов товаров фиксирует снижение цен. Например, в группе мясных продуктов в ноябре 2019 года по сравнению с ноябрём 2019 года зафиксирована дефляция в 2,7%.
Согласно официальной статистике, по показателю инфляции наша экономика сравнима и сопоставима только с развитыми странами. Конечно, всё это можно считать результатом умелой экономической политики властей. Считать и говорить, что отсутствие инфляции – не результат недостатка прогресса в экономической жизни и медленного роста доходов населения, а следствие этой умелой политики. Можно не объяснять это процессами на глобальном рынке.
Например, тот факт, что «в ноябре 2019 года по сравнению с ноябрём 2018 года цены на бензин и дизельное топливо снизились соответственно на 10,2% и 9,3%, а по сравнению с декабрём 2018г. – на 7,5% и 7,1%».
Самое странное то, что в макроэкономических показателях в структуре ВВП удельный вес розничной и оптовой торговли не меняется. Не меняется, вопреки отсутствию инфляции. Декабрьский предпраздничный рост объёмов торговли довольно облегчит задачу статистики при этих обстоятельствах. А мы до этого просто отметим, что официальная статистика рассчитывает и публикует цены 26 наименований фруктов/овощей. Из этого списка заметно, что по сравнению с предыдущим годом фрукты выросли в цене меньше, чем овощи, что, вероятно, не противоречит протекающим в нашей экономической жизни процессам, и наоборот, противоречит нашей детской сказке про Чиполлино.
Самый большой рост цен зафиксирован на цветную капусту – 54,2%. Затем идёт морковь – 40,9% и… Чиполлино – репчатый лук – 26,3%.
В конце коснёмся самой обсуждаемой темы последних лет – цены на бананы. Невероятно, но бананы по сравнению с ноябрём прошлого года выросли в цене на 19,4 процента. Не верите? Сами ознакомьтесь с опубликованными официальными отчётами о росте цен.
АРА ГАЛОЯН