Интервью министра иностранных дел Республики Арцах Масиса Маиляна республиканской газете «Азат Арцах»
Интервью министра иностранных дел Республики Арцах Масиса Маиляна республиканской газете «Азат Арцах»։
– Господин Маилян, на фоне последних развитий вокруг азербайджано-карабахского конфликта, особенно резонансного заявления бывшего посла США в Армении, Вы вновь конкретизировали позицию Республики Арцах относительно процесса мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, заявив, что Мадридские принципы давно устарели и не могут служить основой для переговорного процесса. Вы отметили важность проведения работы с посредниками в таком русле, чтобы они отказались от использования устаревших подходов. Хотелось бы знать, представили ли Вы эту точку зрения посредникам, состоялся ли обмен мнениями по этому вопросу?
-На встрече с сопредседателями МГ ОБСЕ мы высказали нашу позицию относительно необходимости восстановления трехстороннего формата переговоров с полноценным участием Арцаха и пересмотра некоторых подходов, связанных с переговорным процессом. Состоялся обмен мнениями, в ходе которого мы подчеркнули, что наша позиция исходит из интересов продвижения переговорного процесса, что позволит придать переговорам новый импульс.
Что касается заявления американского дипломата Ричарда Милса, то считаю нужным отметить, что азербайджано-карабахский конфликт не является территориальным. И не случайно, что, по мнению того же Милса, армянское общество не приемлет каких-либо перспектив, связанных с территориальными уступками.
На протяжении лет у меня была возможность в различных международных экспертных и дипломатических кругах аргументировать, почему этот конфликт не является территориальным спором. В частности, вопрос заключается в том, что когда в 1988 году начался новый этап конфликта, территории вокруг бывшей НКАО, даже один из административных районов автономной области, находились под контролем азербайджанцев. То есть, несмотря на то, что эти территории контролировались азербайджанцами, тем не менее, конфликт был. Следовательно, нелогично полагать, что даже при территориальных уступках Арцаха можно добиться урегулирования конфликта.
Все это свидетельствует о том, что поиск возможностей для разрешения проблемы на основе территориальных уступок бесперспективен и не отражает сути конфликта.
Как неоднократно отмечал президент Республики Арцах, в основу урегулирования конфликта должно быть положено право народа Арцаха на свободную и безопасную жизнь на своей родине.
– Официальный Степанакерт предстает перед международным сообществом с неизменной позицией: восстановление полноценного формата переговоров и участие Арцаха на всех этапах урегулирования конфликта. Мы хотели бы обратить Ваше внимание на озвученное в Ереване заявление советника президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона, согласно которому после предстоящих в декабре парламентских выборов в Армении Никол Пашинян, по всей вероятности, получит сильный мандат, что позволит предпринять ряд решительных шагов по некоторым направлениям, включая решение карабахской проблемы. Как бы Вы прокомментировали заявление советника президента?
– Позиции Республики Арцах и Республики Армения по урегулированию достаточно четкие. Власти Республики Арцах в течение многих лет последовательно отмечали необходимость восстановления трехстороннего формата переговоров с прямым и полноправным участием Арцаха на всех этапах урегулирования, что имеет решающее значение для продвижения мирного процесса и обеспечения его эффективности. Урегулирование, в свою очередь, должно быть основано на признании факта реализации народом Арцаха права на самоопределение. В связи с этим считаю необходимым подтвердить готовность властей Арцаха де-юре взять на себя свою часть ответственности за обеспечение стабильности и мира в регионе.
О необходимости возвращения Арцаха за стол переговоров было заявлено также исполняющим обязанности премьер-министра Республики Армения Николом Пашиняном, что закреплено и в программе правительства РА.
Что касается ожиданий Джона Болтона относительно урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, то они не реалистичны в силу ряда причин.
– Отношения двух армянских государств с соседним и дружественным Ираном всегда были сбалансированными. В контексте введенных в отношении Ирана западных санкций позиции южно-кавказских государств с точки зрения перспектив сотрудничества с этой страной могут отличаться. Возможны ли в отношениях Арцаха и Ирана новые развития, обусловленные нынешней геополитической ситуацией?
– Мы неоднократно заявляли о своей готовности установить двусторонние добрососедские отношения с Ираном. Учитывая тот факт, что у нас с Ираном общая граница протяженностью 138 км, надеемся, что противоречия между США и Ираном получат мирную развязку, и процессы вокруг Ирана не окажут негативного влияния на армянские государства.
– В одном из Ваших интервью, коснувшись ситуации, сложившейся после апрельской войны, в частности, факта игнорирования со стороны Баку призывов к возвращению в русло исключительно мирного урегулирования конфликта, Вы подчеркнули, что необходимы новые международные политические и дипломатические меры сдерживания Азербайджана, которые обеспечат необратимость мирного процесса. Что Вы скажете по этому поводу?
В настоящее время свою безопасность мы обеспечиваем главным образом военными средствами, которые классифицируются как элементы «жесткой силы». Однако мы убеждены, что для повышения уровня безопасности необходимо также применение элементов «мягкой силы», в частности, политико-дипломатических методов сдерживания Азербайджана, включая шаги, направленные на международное признание независимости Республики Арцах. Международное признание Республики Арцах является одним из приоритетов нашей внешнеполитической повестки, что обеспечит необратимость мирного процесса и региональную безопасность.