Для Сержа Саргсяна и его сторонников это даже хорошо, так как демонстрирует всему миру явную демократию, когда каждый может высказывать своё мнение. Трофимчук
Собеседником газеты «168 часов» является международник, эксперт по безопасности и обороне, российский аналитик Григорий Трофимчук.
-С 31-го марта лидер партии “Гражданский договор”, депутат парламентской фракции “Елк” Никол Пашинян начал акции протеста против возможного премьерства третьего президента Сержа Саргсяна. Он начал шествие в городе Гюмри и до 13-го апреля прошел через Спитак, Дилижан, Севан и Раздан, призывая граждан к активному участию в политических процессах. Сегодня Пашинян сделал переход к активным действиям, “блокировке” транспорта и здания парламента. Сейчас перекрыто движение в малом центре. Как Вы оцениваете эти действия? К чему эти действия приведут?
– Как известно, главная проблема армянской оппозиции в том, что у неё нет мощных лидеров. В противном случае, оппозиция уже бы добилась своих целей, так как отношение армянского общества и населения к власти нельзя считать, как бы это помягче выразиться, чересчур почтительным. Просто население не видит пока тех фигур, которые могли бы на что-то всерьёз претендовать. Сегодняшние протесты, наверное, в чём-то шире, а в чём-то уже предыдущих, однако все они строятся и протекают, примерно, по одному и тому же сценарию. Пашиняну и его сторонникам не удалось избежать столкновений с полицией, хотя он пытался удержаться в мирном формате. Тем не менее, с учётом того факта, что Армения явно – в плане менталитета населения и отношения его к власти – отличается от России, Казахстана или Беларуси, не следует расслабляться по поводу возможных политических событий в этой стране в ближайшем будущем.
Геополитика будет давить своей негативной массой на Армению всё сильнее, и эта ситуация будет провоцировать новые протесты. Поэтому РПА нельзя успокаиваться на том, что она реализовала примерно, плюс-минус, тот же сценарий транзита власти, как это выглядит в упомянутых странах. Заметен тот факт, что оппозиция начала своё шествие с Гюмри, где, как известно, размещена российская военная база. Думаю, что это не является случайностью.
-Что Вы думаете, Саргсян станет премьером без проблем?
– Правящая партия пока что не видит для себя особых проблем, так как Армения привыкла к массовым общественным протестам, которые не считаются чем-то чрезвычайным, из ряда вон выходящим. Наверное, для Сержа Саргсяна и его сторонников это даже хорошо, так как демонстрирует всему миру явную демократию, когда каждый может высказывать своё мнение. Если оппозиция хотела создать для Саргсяна и РПА серьёзные проблемы, то их надо было создавать раньше, когда принимались законы об изменении структуры власти. Сейчас для действующей власти всё уже проще.
-По Вашему, как к этим развитиям относится Москва?
– В Москве на текущие события в Армении особого внимания не обращают, за исключением части экспертного сообщества, которая всегда в курсе армянской тематики. В информационном поле РФ этой темы нет. В целом Москва придерживается той линии, которая реализуется Республиканской партией Армении, имея в виду сохранение руководящих рычагов за Сержем Саргсяном и другими ведущими представителями этой политической силы.
Любое резкое изменение ситуации во внутриполитической жизни Армении автоматически отразится на всём комплексе стратегических проблем: усилением влияния Запада в Армении, вилке ЕС-ЕАЭС, Карабахе, то есть возможным нагреванием под Россией ещё одного котла нестабильности.
Москву устраивает комплексная безопасность в этой стране, в том числе напрямую связанная с российской военной базой в Гюмри, которая, как уже было сказано, не уходит из поля зрения армянской оппозиции, и давление в эту сторону постоянно усиливается. Так как любая дестабилизация, даже в том случае если оппозиционеры будут публично заявлять, что они совсем не против России, способна стряхнуть всё.