«Мы не знаем, какими будут 80% профессий через 20 лет»
Idea.am пишет: «Умение видеть в неопределенности возможности, а не угрозу – это то, чему нужно учиться», – говорит Вероника Зонабенд.
Вряд ли кто-либо из выпускников МАИ может сравниться с Вероникой Зонабенд в запуске успешных бизнес-проектов в совершенно различных областях. Выпускница шестого факультета МАИ участвовала в создании одного из первых национальных коммерческих банков, компании по тиражированию фильмов на DVD и даже продюсировала съемки фильма, закрывавшего Каннский фестиваль 2009 года. Умение систематизировать, находить суть проблемы позволило ей видеть в ситуации неопределенности не угрозу, а возможности.
Вероника Зонабенд родилась и выросла в наукограде Жуковском, ее родители – авиакосмические инженеры. Отец входил в первую группу разработчиков, которая занималась системами управления и созданием приборных досок для космического челнока «Буран». Он был одним из первых, кто вместе с Институтом космической биологии и медицины изучал взаимодействие человека и техники. По окончании школы после недолгих колебаний, где именно заниматься точными науками: в МФТИ или МАИ, который окончила ее мама, Вероника поступила на недавно созданный шестой «космический» факультет авиационного института. Сначала училась на прочниста, но на третьем курсе, так же как и отец, увлеклась эргономикой – ей нравилось изучать проблемы на стыке психологии и техники.
Вероника вспоминает, что за пять с половиной лет учебы пришлось сдавать экзамены и зачеты по 56 разным предметам. Конечно, не все пригодилось, зато выработался очень важный навык – умение доискиваться до сути и находить собственное оригинальное решение любой задачи, а не выбирать уже готовое из предложенных вариантов, как при современном тестировании. «Способность структурировать проблему и умение системно мыслить, наверное, одни из самых ценных качеств, которые удалось приобрести», – считает Вероника.
Очень большое значение для нее имела и та особая культурная среда, которую создали студенты разных факультетов: двигателисты, самолетчики, электронщики. Менталитет студентов на каждом факультете особенный.
Приобретенные в МАИ опыт и навыки как никогда пригодились в один из самых непростых периодов в жизни России – начале 90-х годов. После окончания вуза в 1990 году Вероника получила работу по распределению в Научно-исследовательском институте авиационного оборудования (НИИАО). Группа молодых ученых использовала прогрессивные методы математического моделирования при создании нового оборудования. Исследования казались очень интересными, но вскоре вмешались обстоятельства. В стране начались экономические и политические реформы, деньги как на авиацию, так и на науку перестали выделяться. «В начале 90-х годов в науке просто невозможно было выжить», – вспоминает Зонабенд.
Большая часть молодого коллектива, вчерашних студентов технических вузов, ушла в коммерческую сферу. Тем немногим, кто сохранил верность науке, пришлось уехать за границу, чтобы продолжать реализовываться на выбранном пути. Предприниматель по натуре, Вероника решила заняться частным бизнесом. В столице только начал разворачиваться московский филиал одного из первых прогрессивных на тот момент частных банков – «Тверьуниверсал», в котором 25-летней Веронике предложили позицию заместителя директора департамента валютных операций. Молодым создателям московского филиала банка, который по объему операций вскоре превзошел головной офис, выходцам из технической интеллигенции, были очень нужны новые идеи и энергия.
В отличие от большинства сверстниц, начинавших карьеру обычными клерками или операционистами, Веронике практически не довелось заниматься рутиной. На новой работе очень пригодились креативность, способность решать проблемы и знание английского языка (чтобы не потерять знания, полученные еще в английской спецшколе, свою дипломную работу в МАИ Вероника защищала на английском языке, за что получила дополнительный диплом технического переводчика).
«Спустя какое-то время после прихода в банк я поняла, что классно сделанная работа, хорошие сделки приносят не меньше удовольствия, чем решение сложных математических задач. Образование, полученное в МАИ, очень помогало: оно привило настойчивость в поиске решений и навык учиться на ходу, дало возможность работать с большим количеством неизвестных», – вспоминает Зонабенд.
Занимаясь бизнесом, Вероника продолжала учиться. Получив грант на образование, она уехала в Лондон. Учеба в Лондонской школе экономики помогла ей систематизировать имеющиеся знания и получить новые, которых в России, совсем недавно перешедшей от плановой экономики к рыночной, катастрофически не хватало.
После возращения из Лондона Вероника работала в кредитном отделе Диалогбанка, открыла собственный ресторан в Армении, вместе с партнерами запустила компанию по выпуску фильмов на DVD (в то время 90% фильмов распространялось в VHS-формате). Затем последовал кинопроект с известными французскими продюсерами. Зонабенд выступила сопродюсером российско-французского фильма об отношениях композитора Игоря Стравинского и Коко Шанель и о жизни в изгнании русской интеллектуальной элиты. И все это параллельно с воспитанием детей!
Именно дети (в 1993 году Вероника вышла замуж за Рубена Варданяна, главу «Тройки Диалог») натолкнули ее на идею одного из самых важных проектов семьи Варданян-Зонабенд на сегодняшний день – международной школы-пансиона в Дилижане.
Дети подрастали, Рубен и Вероника стали подыскивать для них школу, но учебного заведения, где давали бы навыки и знания, которые действительно необходимы в XXI веке, так и не нашли. «К сожалению, основной мотивацией обучения во многих школах является получение высоких баллов на экзаменах», – сетует Вероника.
Амбициозность идеи заключалась в том, чтобы построить именно международную школу, причем не инфраструктурный проект, где учились бы дети экспатов, а уникальный образовательный центр, куда иностранцы отправляли бы своих детей, считая, что там они получат такой опыт, как ни в одной другой школе. На территории СНГ нет таких школ, поэтому смотрели на возможности России или Армении. Выбор пал на Армению: здесь есть потребность в хорошем образовании. К тому же Армения, расположенная на стыке Европы и Азии, служит мостом между цивилизациями и культурами. Еще один немаловажный фактор – значение такой школы в развитии страны. «Россия все-таки большая страна, здесь школа оказалась бы каплей в море, а мы хотели сделать проект, который был бы заметен на страновом уровне», – говорит Вероника Зонабенд, сооснователь и глава Совета управляющих UWC Dilijan.
Задуманная в 2006 году школа открыла свои двери для первых студентов в 2014 году. Сегодня в ней учатся 213 студентов из более чем 80 стран. При этом 10% студентов на каждом из двух курсов – дети из Армении, 8–10% – россияне. «Это создает уникальное сообщество, где нет доминирования какой-либо одной культуры. Например, в британских школах из всех пытаются сделать британцев, то же самое происходит и в Америке. В системе United World College этого нет: все настроены на то, чтобы узнать другую культуру и представить свою. От многих наших студентов я слышала, что они узнали свою культуру лучше, приехав учиться в Дилижан, потому что чувствуют себя ответственными за нее, стараясь рассказать о ней и о своей стране другим», – говорит Зонабенд.
Создание системы образования, которое учило бы мыслить и создавало мотивацию узнавать новое, она считает едва ли не самой важной задачей для общества и бизнеса. В будущем цениться будет опыт, который приобрел человек, и его умение выходить из зоны комфорта, постоянно узнавать новое.
Полную версию текста можете прочитать здесь.