Земли никто никому передавать не будет. Григорий Трофимчук
Собеседником газеты «168 часов» является международник, эксперт по безопасности и обороне, российский аналитик Григорий Трофимчук.
-Господин Трофимчук, как Вы оцениваете вчерашние переговоры Саргсяна и Алиева в Женеве? Какие результаты можно ждать от этих переговоров?
– Переговоры в Женеве продолжили, а точнее, продлили серию переговоров по карабахской проблеме после «апрельской» войны 2016 года. Цель этих встреч только одна: удержание ситуации на линии соприкосновения в приемлемом виде, чтобы она опять не обвалилась в открытую войну. И пока идут переговоры, такого обвала удаётся избежать. Хотя, жертвы там возникают с пугающей регулярностью.
Другими словами, сами по себе переговоры можно назвать формальными, и по большому счёту они уже ничего не решают. Поэтому наиболее заметной деталью встречи президентов Армении и Азербайджана стала, на мой взгляд, «встреча под осенним деревом». Именно так я бы назвал художественную фотографию, которая отличает этот саммит от всех остальных. Другая деталь – это первое участие в саммите такого уровня сопредседателя МГ ОБСЕ от США Эндрю Шефера.
В том смысле, который ожидает от переговоров Азербайджан, результатов не будет. Земли никто никому передавать не будет.
-Почему из повестки дня вышли договоренности в Вене и в Санкт-Петербурге? По Вашему какие вопросы обсудили президенты вчера?
– Президенты обсудили общие вопросы, которые всегда обсуждаются в рамках карабахского урегулирования. Сенсаций не было и в смысле программы, пунктов для совместного обсуждения. Сенсацией мог стать отказ от встречи президента Армении Сержа Саргсяна. Но после небольшого напряжения в СМИ, в ходе подготовки этой встречи, сенсации не случилось. Сенсацией теперь может стать теперь уже отказ уже самого Азербайджана от дальнейшего участия в бессмысленных, с его точки зрения, переговорах.
Итоги прошлогодних встреч в Вене и Санкт-Петербурге выпадают из зоны видимости по простой причине: практически ничего из тех решений не выполнено. Более того: контролёры и наблюдатели стараются не замечать фактического изменения статуса-кво в Карабахе, так как полоса земли отошла по итогам апреля-2016 под контроль азербайджанской армии. Хотя сам президент Армении и мог бы потребовать от наблюдателей их ясно выраженного мнения по данному поводу.
-Сколько МГ сможет удерживать ситуацию в таком виде после апрельской войны, когда на переговорном столе нету четкой повестки?
– Минская группа не удерживает уже ничего и не управляет уже ничем. Этот коллектив даже не отреагировал на итоги «апрельской» войны, хотя обязан был это сделать. От сбрасывания в войну Карабах удерживают только два фактора: 1) неотформованная пока позиция новой администрации Белого дома по данной проблеме; 2) естественная осторожность Азербайджана, который ещё не просчитал до конца все риски нового столкновения. После апреля-2016 все риски усложнились, так как ситуация в мире стала ещё тяжелее, а в США появилась новая власть. Поэтому на так называемом переговорном столе есть только старый набор документов, обсуждавшийся уже сотни раз. Вы заметили правильно. Нового там нет ничего. Всё новое может быть связано только с практической реализацией старого и усилением роли США в этом процессе.
-В чем заинтересованы главные сопредседатели МГ Россия и США сейчас?
– У них несколько разные интересы. Россия заинтересована в сохранении статуса-кво в Карабахе и на линии соприкосновения, пусть даже в той ситуации, когда эта линия несколько съехала в сторону Армении. А сопредседатель от США пока что щупает почву под ногами. Он – в отличие от других новых посланников США, таких как Волкер и Хантсман – резких заявлений пока что не делал. Америка пытается понять, взвесить, как ей использовать карабахскую проблему в своих интересах. Видимо, эта проблема ей кажется сложнее, чем тот же Донбасс.
Аракс Мартиросян