Вопрос Карабахского конфликта, возможно, поднимался на встрече Путин – Эрдоган. Геворг Мирзаян

Собеседником газеты «168 часов» является доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
Г-н Мирзаян, в Анкаре в ходе встречи Путин – Эрдоган обсуждались двусторонние отношения и две проблемы — курдское и сирийское. Как Вы думаете армяно-турецкие протоколы и Карабахский конфликт обсуждались?

– Очень навряд-ли. Благодаря действиям турецких и армянских властей исторические Цюрихские протоколы похоронены, и для того, чтобы к ним вернуться, снова придется ждать какого-то подходящего момента. Что же касается Карабахского конфликта, то, возможно, вопрос поднимался. Москва (как и Ереван) заинтересованы в замораживании конфликта. и чтобы Турция повлияла на “размораживающую” сторону – Азербайджан.

Россия получила от Турции аванс за зенитные ракетные системы С-400. В Москве нет опасений, что Турция передаст их Азербайджану или развернет на границе с Арменией?

– Во-первых, Турции это делать незачем – С400 ей нужна для собственных нужд. Во-вторых, Анкара суверенна в решении о том, где их размещать. Нет ничего страшного в том, если она разместит эту систему на восточных границах. Напоминаю, что Армения является страной-членом ОДКБ, и нападение на нее будет нападением на ОДКБ. ОДКБ еще ни разу не дала усомниться в себе (если президент Армении Серж Саргсян не инициировал процедуру ибо хотел реакции ОДКБ после залета снарядов на армянскую территорию в ходе апрельской войны, то все вопросы к нему).

На международной арене начался очередной политико-правовой процесс против Баку. Израиль расследует известный случай с беспилотниками, в Совете Европы один за другим разоблачаются депутаты, обслуживающие «икорную дипломатию», в ПАСЕ циркулирует инициатива о введении санкций против Азербайджана. В Болгарии даже провели расследования и выявили связь Азербайджана с «Исламским государством» – военно-техническую связь. А вчера в обращение Сената США был внесен проект резолюции о применении к Азербайджану Акта Магнитского. Похоже, что Азербайджан почти что приблизился к опасной черте государства-изгоя? Как Вы считаете?

– Нет, Азербайджан не является и не будет государством-изгоем. Просто потому, что а) у него есть нефтегаз, который нужен Европе и б) нельзя толкать Баку в объятья Москвы. К Азербайджану есть претензии по вопросам, связанным с правам человека, но не более того.

– Мичиган стал 8-м американским штатом, признавшим независимость Арцаха. К чему может привести признание, как оно скажется на политическом процессе?

– К тому, что очередные лоббисты получили от армянской диаспоры неплохие деньги. Признание отдельными штатами Акта Геноцида не ведет к признанию Акта Соединенными Штатами. Но даже если США признают Геноцид, то это не повлечет за собой турецкое признание. Ни один вменяемый турецкий президент никогда не признает Геноцид до тех пор, пока этот вопрос будет касаться материальных вопросов (компенсации, реституция собственности). Если Армении нужно, чтобы Турция его признала, надо переводить вопрос из материальной в гуманитарную сферу (то есть официально заявить, что нужны только извинения), тогда будет мизерный шанс. Ну а деньги, которые тратятся на лоббизм по признанию в западных странах, тратить на экономическое развитие Армении.

25 сентября состоялся референдум о независимости в Иракском Курдистане. МИД Арцаха приветствовал референдум, а официальный Ереван предпочел воздержаться от оценок. Что может измениться в регионе после провозглашения независимости?

– Будет война. Иран, Ирак и Турция подключатся к ней и задавят курдов. Именно поэтому Барзани не объявляет о независимости, и использует результаты референдума для переговоров с Багдадом. Ну и для укрепления собственных политических позиций.

Гаянэ Хачатрян

 

Newsfeed