И Азербайджан, и Армения могут попытаться купить Карабах в Вашингтоне. Григорий Трофимчук

Собеседником газеты «168 часов» является международник, эксперт по безопасности и обороне, российский аналитик Григорий Трофимчук.

-Господин Трофимчук, после апрельской войны была значительная активизация сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, состоялись встречи в Вене, затем в Санкт-Петербурге, после чего процесс снова оказался в тупике. С 10-ого ноября ВС Азербайджана начали минометный обстрел на некоторых участках линии соприкосновения – в основном ведя обстрел боевых позиций Армии обороны, дислоцированных в северо-восточном направлении (Талыш и Ярымджа). По Вашему, почему ситуация снова в тупике и можно ли ждать широкомасштабных боевых действий?

– Ситуация неизбежно зайдёт в тупик, так как переговорный процесс, начавшийся после апрельской войны, как все мы помним, был только временной мерой, на период перемирия. В ходе этого переговорного процесса должны были появиться конкретные решения, на которых, кстати, сразу же настаивал Баку. Однако сегодня уже ноябрь, но ситуация находится в той же стадии как и 6 апреля. По итогам встреч в Вене и Санкт-Петербурге не решена ни одна задача: в частности, нет ясности, кто на кого напал, кто несёт ответственность за жертвы и экономические потери. Весь этот набор проблем программирует новое обострение обстановки. Дополнительное напряжение возникает в связи с паузой, смене президентов в Белом доме, что автоматические отвлекает США на решение собственных проблем. Более того, в связи с явным спадом переговорной активности по урегулированию карабахского конфликта многим кажется, что всё уладилось как бы само собой. Если бы высшие чиновники из Еревана, Баку, Москвы встречались бы сегодня так же интенсивно, как и в апреле, это автоматически отодвинуло бы угрозу войны. Но сегодня Баку кажется, что за счёт нового этапа переговоров его обманули в очередной раз. И что эта пауза позволила существенно укрепить армию Армении, которая теперь явно сильнее, чем 1 апреля 2016 года.

-Насколько согласовано действуют страны сопредседатели в переговорном процессе, потому что некоторые карты раскрыл глава МИД Турции, в своем выступлении в Страсбурге заявив, что инициатива России заключается в том, что в качестве первого шага армяне «должны уйти с пяти территорий», а США в качестве формулы урегулирования видят формулу «статус – в обмен на территории». Вы видите разницу в подходах?

– Минская группа ОБСЕ на данный момент находится в таком же подвешенном состоянии, так как все ждут прихода нового хозяина Белого дома, а по негласному правилу и чуть ли не «хозяина» целого мира. Поэтому ни о какой согласованности сопредседателей говорить не приходится. Что касается, для начала, «возврата пяти оккупированных районов», то этот тезис пытаются привязать к России, в то время как она сама нигде об этом не заявляла.

Тем самым создается атмосфера давления на Армению, которую почти что убедили, на пустом месте, в том, что Москва её скоро предаст, так как якобы озабочена «возвратом» этих «пяти районов» Азербайджану, чтобы его успокоить.

На деле, таких планов нет, как и в принципе нет никакой конкретики. Есть только желание вернуть проблему к более-менее спокойному состоянию за счёт демонстрации формального переговорного процесса. У США есть своя позиция по данному вопросу, но эта позиция теперь уже связана с прежней, уходящей администрацией. В целом же позиция Запада, на мой взгляд, состоит в том, чтобы придать Карабаху статус нового государства на Южном Кавказе, чтобы получить одновременное влияние на Азербайджан, Армению и Россию.

И кстати, заявление самого Карабаха о переходе к названию «Республика Арцах» полностью укладывается в эти планы, так как такое название автоматически отрывает спорную территорию от последних азербайджанских корней, которые присутствовали в аббревиатурах «НКАО» и «НКР». Для Баку сюжет с переименованием Карабаха также является серьёзным провоцирующим моментом, так как эти события происходят, напомню ещё раз, в ходе временного перемирия, объявленного в начале апреля.

Однако проект с новым именем не вписан ни в венскую, ни в петербургскую декларацию. Одновременно заявка на республику с новым названием говорит о том, что она претендует на полноценную роль «Стороны» в процессе переговоров.

-После того как госсекретарь США заявил, что сейчас нет оснований для урегулирования, так как стороны не готовы, президент Азербайджана дал интервью Киселеву, в котором не исключил, что Азербайджан может стать членом Евразийского экономического союза. Многие армянские эксперты думают, что если перевести сказанное им с дипломатического языка, он сказал: согласуем, смотря что вы дадите взамен. Насколько вероятно такая сделка между Москвой и Баку?

– Теоретически, вероятность сближения Азербайджана с ЕАЭС существует. В этом нет ничего необычного, так как движение в эту, восточную, сторону Баку уже начал с более плотного статуса в Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, у Баку и Запада на данный момент достаточно напряженные отношения, что также толкает АР в противоположную, евразийскую, сторону. Но главной проблемой для вхождения в периметр ЕАЭС остаётся проблема Карабаха.

Поэтому Баку уже сейчас даёт сигналы Москве, что готов рассмотреть вопрос евразийской интеграции, но только с предварительной ясностью по Карабаху. Баку даже готов идти на компромисс, к которому призывал президент России, и заявляет, что согласен на автономный статус для Карабаха в составе Азербайджана. Теперь очередь за Москвой. Во всяком случае, президент Азербайджана ждёт от неё по этой теме внятный комментарий. При этом Вашингтон убеждён, что никакие сделки на этот счёт реализованы не будут, так как помимо прочего здесь есть ещё и Армения, которая имеет прямо противоположную позицию по реинтеграции Карабаха. Поэтому если начнётся движение Азербайджана в сторону ЕАЭС, то одновременно может начаться движение Армении из ЕАЭС, с помощью того же Запада.

– На ваш взгляд, как можно выйти из переговорного тупика заставив Азербайджана сделать шаги которые согласовались в Вене и в Санкт-Петербурге?

– На мой взгляд, из этого тупика выйти уже не получится. Единственный вариант – это объединение трёх стран: РФ, АР и РА в совершенно новый интеграционный союз, так как даже в рамках ЕАЭС этого сделать не удастся. ЕАЭС занят не политикой, тем более с таким территориальным отягощением как Карабах, а экономикой. Из переговорного тупика можно выйти только временно – за счёт выведения переговоров на ту же степень интенсивности, как и в начале апреля. Но за эти несколько месяцев возобновлённой активной дискуссии, всё же, найти и сформировать набор практических решений.

Проблема в том, что за время сброса переговорной скорости, многие уже не помнят о том, – а что же там было конкретно рекомендовано сторонам конфликта в Вене и Санкт-Петербурге. Фактически всё надо начинать заново, но вряд ли какие нервы всё это выдержат. У Азербайджана нервы уже не держат, и он этого не скрывает. Замечу между делом, что Баку несколько изменил свою линию по отношению к армянам «как классу», начиная привлекать на свою сторону ряд армянских общественных деятелей. С политической точки зрения, это достаточно необычный, для Азербайджана, ход, так как в этом смысле ранее отмечалась полная непримиримость. Пусть даже и сама Армения не считает данную группу армян достойным «материалом». То есть, некоторое изменение тактики – налицо.

-В США сменился президент. По Вашему, какую политику будет проводить администрация Трампа в отношении Южного Кавказа, НК конфликта и России так как в России есть эйфория после выборов в США?

– Общая тактическая линия в отношении стран Южного Кавказа, со всеми региональными проблемами, будет та же самая, как с Украиной и Евросоюзом в целом. Избранный президент Дональд Трамп прямо заявил, что ему необходима по-настоящему сильная Америка, перед которой её партнёры будут теперь отчитываться за каждый доллар. Проще говоря, никого просто так «кормить» никто не собирается. Те проблемы, которые можно будет решить в регионе за счёт экономического давления, будут решаться именно этим путём, так как такой подход близок Трампу как бизнесмену.

России, на мой взгляд, не стоило активно входить в процесс президентских выборов в США, так как далеко не факт, что Трамп в конечном итоге и по ряду ключевых позиций окажется проще и лучше Хиллари Клинтон. Наоборот, бизнесмен всегда склонен ломать ситуацию через колено там, где политик предпочитает гибкость. На данный момент Карабах пока ещё максимально далёк от поля зрения новой администрации, но когда она, всё же, посмотрит на Карабах, то это вряд ли будет выгодно Еревану, Баку и Москве. Во всяком случае, рассчитывать на это было бы странно, тем более что после выборов в США наблюдается и некоторое ослабление позиций армянского лобби.  С другой стороны руководство новой администрации предпочло бы, чтобы теперь платили ему, а не оно кому-то. Поэтому и Азербайджан, и Армения могут теперь попытаться купить там Карабах.

Аракс Мартиросян

Newsfeed