Кто виноват за ошибки Министерства энергетики?

Как уже сообщалось, Исполнительный комитет Всемирно банка (ВБ) 26-го апреля утвердил кредит в 30 млн долларов для «Программы оздоровления финансового положения Эектроэнергетической системы Армении». А теперь посмотрим, каким образом и когда заболела электроэнергетическая система Армении.

Хотя об этом много говорилось, однако общее впечатление складывалось одно: система заболела по причине Электрических цепей Армении. Из-за маловодия, остановки Атомной электростанции и других причин ЭЦА вынуждена была покупать дорогую энергию. Естественно, она потерпела ущерб, который должен был погашен частями в 3 года. За это время ЭЦА брала дорогие кредиты и вляпалась в долги. Согласно расчетам ВБ, в 2012-2014 году убытки Электрических цепей Армении составили около 50 млн долларов, образованных из-за отсутствия прихода, вызванного по независящим от нее причинам (маловодьем, большей длительностью сохранения ААЭЦ т. д.). По этой причине ЭЦА не отдавала деньги поставщикам, и поставщики – ААЭЦ и Ереван ГЭС – оказались перед проблемами. Они также начали брать кредиты и тоже оказались в долгах. Повышением тарифа на 6,9 драмов ЭЦА начало постепенно закрывать свои долги. А вот проблемы с ТЭЦами оставались. И если они не будут решены (а речь здесь идет о нескольких десятках млн долларов), то электроснабжающая система остановится. У многих может появиться впечатление, что основной причиной тяжелого положения энергетического системы является ЭЦА, которая чуть ли не всех, в первую очередь атомной электростанции и Ереван ГЭС, бросило в огонь.

Но тут все становится не очевидно ясным.

Причиной тяжелой финансовой ситуации с ААЭС и ТЭЦ стала не только ЭЦА, но и внутренняя «безалаберность» указанных предприятий. В сообщении ВБ (а также на пресс-конференции) сообщалось, что руководство этих предприятий затраты, не соответствующие их функциям. Что это означает?

Это означает, что государственные энергетические компании предоставили более чем 40 млн кредитов для «Наирита» и Ванадзорского химического комбината – для несоответствующих их функциям целей.

Большая их часть, 37,5 млн долларов была придана ТЭЦ – и- и- тарифных ставок. Остальные кредиты были предоставлены Воротанскому каскаду, который сейчас является частным предприятием. Государственные компании, производящую электроэнергию, давали также займы некоторым другим предприятиям – для выполнения не соответствующих им функций, например, для ремонта принадлежащих государству зданий. Общий долг химических заводов электродобывающим компаниям составляет около млн долларов – плюс штрафы и пени.

Какой отношение ко всему этому имеет «Наирит»? Очень простое, ибо в 2010 году правительство поручило Министерству энергетики и природных запасов финансировать некоторые вопросы производства и сохранения завода, в том числе выплету зарплаты 2200 работникам. Государственные предприятия, производящие электроэнергию, из своих определяемых тарифами доходов в среднем выделяли на это финансирование 1-2 млн долларов ежемесячно.

Следовательно, правительство своими некомпетентными решениями само способствовало, чтобы энергетическая системы оказалась в трудном положении.

Кредит ВБ не слишком тяжел: он выдается на срок до 25 лет, из которых 14,5 лет – по льготному, плавающему процентной ставке (который на данный момент составляет 2,8%.

Артур Кочнакян говорит, что этот кредит не окажет какого-нибудь влияния на тариф. Это значит, что если завтра-послезавтра решат вновь повысить тариф на электричество, то они не станут ставить в оправдание такого повышения этот 30-милиионыый кредит. Но каким бы приятным и легким ни был этот кредит, оплачивать его все равно придется налогоплательщикам Армении.

На вопрос: кто виноват и почему должны быть так, – ВБ дает, естественно дипломатический ответ: «Что произошло, то и произошло. Теперь дело в том, что вопрос имеется и он должен быть решен, потому что если задача ТЭЦ не разрешится, то электроснабжение Армении может встать перед серьезными проблемами», – говорят работники банка.

Мы в любом случае должны напомнить, что руководителем правительства тогда был Тигран Саркисян. А брат Тиграна Саркисяна, Ашот Саргсян, являлся в то время замдиректором завода «Наирит» (а фактически – руководителем) и получал довольно значительную зарплату – 3,5 млн драмов. Более того, появились даже сведения в печати, что перед уходом с работы он получил окончательный расчет, так что Ашот Саркисян получил 42 млн драмов.

Нет, мы не хотим сказать, что премьер-министр ради своего брата обеспечивал зарплатой из других государственных средств, просто сообщаем это из любопытства.

Тем не менее, по имеющимся у нас сведениям, те же международные структуры в свое время не раз убеждали их отказаться их порочной практики, отмечая, что через какое-то время это приведет к очень серьезным посредствиям.

Бабкен Тунян

Newsfeed