Система и мандавошки
Много раз сказано – система характеризует не только ошибку или преступление. Система характеризует именно отклик системы против самой ошибки или преступления. Президент Национальной академии РА Радик Мартиросян назвал Армению «паршивой страной». Будь то языковая ошибка, то Радик Мартиросян извинился бы перед гражданами «паршивой страны». Но если мы не услышали от президента Национальной академии такие слова, то, следовательно, он считает нашу страну действительно паршивой.
Такое мнение – право Радика Мартиросяна, так что оно не делает Армению паршивой. И именно поэтому никак не характеризует Академию, научную среду Армении мнение какого-либо академика, члена-корреспондента, доктора наук, директора какого-нибудь академического учреждения, вдруг охваченного неприятием, яростью, требованием собрать заседание Академии наук. Это мнение никак не охарактеризовало бы и систему государственного управления Армении – если б кто-нибудь из министров, начальников ведомств во всеуслышание потребовал бы объяснений от Р. Мартиросяна.
А в ответ на прямой вопрос журналиста смущаются и испуганно убегают от ответа… Правда, широкие массы общества крайне отрицательно откликнулись на эпитет «паршивый».
Но это все равно не характеризует систему. В Древнем Риме, например, было принято время от времени стравливать рабов с голодными львами. Такие бои, как мы знаем, всегда имели один и тот же конец. Это бесчеловечную традицию осуждали немногочисленные представители «гражданского общества» Древнего Рима – гуманисты и философы, а также рабы, не делающие идти на корм львам.
Однако для императорского Рима считалось нормой мучить рабов, и именно это характеризовало систему. И что тогда значило молчание системы? Что у нас есть паршивого президента страны, паршивое правительство, паршивую армию, паршивых ученых.
И запаршивевшие ученные могли разрабатывать беспилотные летательные аппараты, завшивевшая армия – обеспечивать безопасность границ, запаршивевшее правительство – думать о строительстве будущего? Р. Мартиросян является членом государственной системы, и если он не подвергается наказанию со стороны собственной же системы за свою ошибку, то за эту ошибку отвечает уже система.
Это простая общественная формула. И если в нормально действующих системах количество ошибок резко снижается в силу соответствующих откликов, то у нас такие ошибки и преступления так же резко увеличивается. Потому что в первом случае отрицательный ответ системы – то есть неизбежная кара, во втором случае положительный – пока ты являешься членом системы, то ты неприкасаем. Даже если ты надоедливая мандавошка.
Тигран Акопян