«Мы не имеем права жить так, чтобы в нас попала пуля, чтобы наша пуля не попала в цель или их не хватило»: Шаварш Карапетян

Самоотверженные подвиги Шаварша Карапетяна, которые годы назад спасли множество человеческих жизней, запомнились большинству армян, обучали и воспитывали новые поколения, а ныне вновь были упомянуты в конкурсе «Аврора – героический сын армянского народа вновь был  назван символом отваги Армении.  Сегодня   «Арменпресс» вновь беседует с Шаваршем Карапетяном.

– Господин Карапетян, какое значение имеет гуманистическая награда для человека, спасшего человеческие жизни? Имеет ли она какое-нибудь значение или она просто символическая?

– Знаете, когда ребенок рождается, он имеет нулевое человеческое восприятие. А дальше он идет по пути воспитания и образования, которые могут быть разными – выбранными стараниями родителей, либо детсадовскими, школьными, вузовскими. Есть и люди, которые  образовываются за застольными беседами. Есть и такие, которые воспитываются в тюрьме. А бывают и такие,  чьей общее воспитание может быть дополнение наградами, полученными в результате конкурса «Авроры». Люди могу пополнять свое внутреннюю сущность имен таким образом. Это самый сложная форма, которую можно выразить. Гуманитарная награда не в деньгах, которым поощряется награждаемые, однако награда не только заключается в количестве денег, которая позволяет действовать в пользу человечества, создать более лучшие условия для стимулирования человечества.

Человеком, достойным гуманистической награды, могут стать те, которые могут презреть свое личное и могут встать рядом с  человечеством – рядом с детьми, женщинами и беспомощными родителями. Во время конкурса я услышал много потрясающих историй и увидел на экране – это были действительно потрясающих и впечатляющих историй. Герои «Аворы» не были членами правительства или вышедшими из пыла боев бойцами, они совершили человеческие поступки, оставив их в памяти человечества. Это было очень впечатляющее и волнующее зрелище, из которого я вынес для себя новое воспитание, новые мысли и идеи. Мы многие годы говорили, что 24-го апреля нас убивали, теперь же  пытаемся придать новое значение этому дню: 24-е апреля мы говорим не об истреблении, а о том, что есть люди, которые спасают жизни людей.

Կարդացեք նաև

– В мае 2016-го вам исполнится 63 года. Как же себя чувствует родившийся в месяц побед герой Шаварш Карапетян?

– Это вы так говорите… В 63 года человек не может ощущать себя героем. Как он может ощущать себя героем? Но в любом случае очень все хорошо, все прекрасно. Мой народ распространился по всему свету и, получив различные знания, образ бытия,, может  также обучать друг друга, помогать, поддерживать друг друга благодаря другому.  Это распространяется по всему миру, становясь своеобразным международным отношением – дружным, человеческим, армянским. В  мире сегодня многие учатся армянскому. Не так давно я узнал, что кто-то из немцев не хуже знает армянский,  что жена у него армянка, он уважает армян и каждый раз приезжает в Армению. Изучая наш язык, культуру  и литературу, он никогда не станет нашим врагом. Думаю, вы согласитесь со мной.

– Какой бы совет вы передали армянам всему мира, армянской молодежи? Как следует быть более отважным?

– Не только всему армянству – я бы хотел, чтобы все человечество было здоровым. Пусть армянская молодежь хорошо учится, станут хорошими специалистами никому не нужен плохой врач, и плохой винодел никому не нужен, и плохой каменотес тоже. Представляете, если командир  самолета окажется плохим учеником – тогда и положение пассажиров станет незавидным. И надо, чтоб была честность. Думается, честность всегда приходит вместе с  знаниями. Чем богаче человек овладевает знаниями, тем больше старается он быть честным. Если брать знаменитых людей, то всегда можно увидеть, что они всегда пытаются быть честными – как само по себе, так и со своими семьями и вообще с нациями, народом и с страной.

– Апрель принес довольно значительные задач перед армянским народом, Арцахом. Вы, наверное, знаете, что 25-го апреля взорвался автобус. По вашему мнению, какие проблемы существуют в Армении?

– В Армении есть множество программ, которые нуждаются в решении. Первое – вопрос хлеба. Это надо решить. Вопрос оружия тоже очень важен. Надо решить и его  тоже. Проблемы существуют во множестве отраслей, и надо быть внимательными и решить их. Необходимо решить и вопрос безопасности. Если  приводить пример, то я бы назвал Израиль. Когда приезжаешь в эту страну, то тебя довольно долго изучают. Не знаю, при взрыве автобуса каков был мотив. С международной точки зрения взрыв нашего автобуса невелика вещь, но для нас это деяние – очень плохая вещь. В каждом  случае надо быть осторожными – не по поводу взрыва автобуса или кровопролитным приграничным снабжений, – а помня,  что мы веками были истребляемым народом. Мы никого не истребляли.

Апрельские события – тревожный сигнал, предупреждение, что надо всегда быть осторожным. Политика, используемая врагов, не изменилась за эти годы. Не имеет значения, что сейчас  не 1915-й год – враг еще показывает, что готов истреблять. Мы должны понимать это, принимать во внимание. Мы должны вооружиться и защищаться осторожностью  и готовностью к обороне. Мы должны уповать лишь только на себя. Мы должны быть готовы и способны к сопротивлению. К сожалению, мы многие века ставили свою шею под удар меча, но сегодня мы не имеем права жить так, чтобы в нас попала пуля, чтобы наша пуля не попала в цель или их не хватило.
Мы должны понимать, что мы защищаем не себя – как личность, как представителя армянского народа, а защищаем свою семью,  наших детей, наших внуков. Нам нужно это ощущение. Оно никогда не должно исчезать в армянине. Осторожность и готовность к обороне я считаю крайне важными для армян.

– Господин Карапетян, в 2016-м исполнится ровно 40 лет, как вы спасли людей из троллейбуса, тонущего в Ереванском озере. Прощу прощения за то, что я пытаюсь воскресить воспоминания, но, нырнув в последний раз, вы достали из троллейбуса не человеческое тело, а просто сиденье. Как вы отмечали потом, это сиденье постоянно сопровождает вас. Вы все сожалеете, и не можете прости себя за этот случай? И вам до сих пор снится этот кошмарный сон?

– Эти чувства и сегодня со мной.  То была просто непростительная ошибка, которая стоила целую человеческую жизнь. Непростительно… Этот случай  и сегодня стоит перед моими глазами. Знаете, что я не профессиональный спасатель, а просто опытный пловец. Я знаю, что этот спасенный тогда человек остался бы жить… Поэтому я не знаю, доведется ли мне или нет не допустить такой ошибки.

– Поддерживаете ли вы сегодня связь с тем, кого вы спасли в тот день?

– Прошло уже 40 лет. Если спасенными тогда было 60 лет, то уже едва ли… Из тогдашних осталось лишь несколько человек, но они живут в разных странах. С некоторыми из них была какая-то связь, потом эта связь постепенно заглохла. Мне кажется, что многие из них по возрастным причинам уже не с нами.

– Вы часто бываете в Армении? И что для вас Армения?

– Я всегда в Армении, а Армения всегда во мне – независимо от того, нахожусь ли я здесь или живу с другой стране. Моим  вечным домом будет родная земля. И есть еще одно: где бы ты ни был, армянская земля для тебя – родина. Армянская земля – вечное пристанище для тебя. Армянский народ – твое  богатство, то есть мое богатство. Армянский язык для меня больше, чем богатство. Я всегда с Арменией и армянским народом. Я – вместе с
живущем на Земле армянским народом. Я всегда выглядел надменно, ибо я – армянин!

Беседовал Арутюн  Цатрян

Newsfeed