«Каменная война» возвращается. армянские власти этого не замечают? «Голос Армении»
В ночь на 29 марта азербайджанцы закидали камнями автомобиль, которым перевозили тела погибших по дороге Степанакерт-Горис. Водитель не остановился и довез свой скорбный груз до Армении, хотя стекла машины были разбиты. Инцидент этот как две капли воды похож на случившийся буквально 2 дня назад в Аскеранском районе. И, как две капли воды, фотография разбитых в 2021 году стекол похожа на снимок 32-33-летней давности, когда точно так же азербайджанцы забрасывали камнями на дорогах автомобили и автобусы с армянами… Тогда этот вид варварства назвали “каменной войной”.
СООБЩИЛА ОБ ИНЦИДЕНТЕ ВИЦЕ-МЭР Гориса Ирина Йолян на своей странице в Фейсбук. Никаких официальных сообщений от властей Армении и Арцаха так и не появилось. Наоборот, Министерство обороны РА 29 марта привычно сообщило, что “по всей длине линии соприкосновения армяно-азербайджанской государственной границы 28 и 29 марта сохранялась стабильная оперативная обстановка, пограничных происшествий не было зафиксировано”. Подчеркну: это далеко не первый случай, когда Минобороны в упор не замечает инцидентов, происходящих на демаркированной посредством GPS границе с Азербайджаном.
С заявлением выступил Омбудсмен Арцаха Гегам Степанян, сообщивший, что инцидент произошел в окрестностях Шуши, был сильный туман и водитель не смог разглядеть нападавшего. Он констатировал, что это уже второй за последние дни случай, когда азербайджанцы грубо нарушают условия трехстороннего заявления от 9 ноября, создавая тем самым угрозу физической безопасности и сохранности имущества граждан РА и Арцаха.
А теперь обратим внимание на сообщение пресс-службы МИД Армении от 25 марта, в котором говорится о состоявшемся в режиме онлайн заседании диалога Армения-ЕС с участием спецпредставителя Евросоюза по правам человека. Армянская сторона проинформировала партнеров в том числе о том, что “Азербайджан, нарушая международное гуманитарное право, продолжает удерживать армянских военнопленных и гражданских лиц в качестве заложников и препятствовать оказанию гуманитарной помощи Арцаху через Лачинский коридор”. Напомню, что автомобиль, подвергшийся нападению 29 марта, перевозил тела погибших, то есть это была миссия гуманитарного характера.
Информация от МИД дает все основания констатировать, что это отнюдь не первый инцидент, произошедший на трассе Степанакерт-Горис, частью которой и является этот самый Лачинский коридор. Однако официальных сообщений об этих инцидентах не было. И если бы не данное сообщение, общественность так и осталась бы в неведении относительно того факта, что Азербайджан нарушает и этот пункт трехстороннего заявления от 9 ноября. Если приплюсовать сюда отказ возвращать пленных и заложников, то, по сути дела, в ответ на “супердобросовестное”, как выразился военный эксперт Тигран Абрамян, выполнение обязательств Армении, армянская сторона получает от Баку лишь демонстративно наглое поведение – и ничего более.
За несколько дней до этого произошел аналогичный инцидент на другой проблемной автодороге, проходящей по Аскеранскому району, возле села Кармир Шука. О том, что ситуация здесь напряженная, и о причинах этого мы писали неоднократно. 25 марта на дороге, ведущей к Кармир Шука, средь бела дня азербайджанские военные закидали камнями автомобили с армянскими номерными знаками. Хулиганы ехали в составе колонны, перевозившей военный груз и сопровождаемой российскими миротворцами.
В РЕЗУЛЬТАТЕ СТЕКЛА ОДНОЙ из машин оказались опять-таки разбиты, а после перекрытия дороги местными жителями командиры миротворцев и азербайджанцев принесли извинения. Полиция Арцаха сообщила, что, дескать, азербайджанский офицер сфотографировал машину и пообещал доложить обо всем вышестоящим инстанциям. Аж слезу вышибает при мысли о том, что вот-вот из Баку придет сообщение о строгом наказании виновника… Фотографии машины, говорилось в информации, а также объяснение переданы генералу Мурадову. “Вопрос не только в возмещении ущерба, но и в исключении таких случаев в дальнейшем”, – отмечалось в сообщении.
Отреагировал и аппарат президента Арцаха, но как-то слишком уж мягко. Пресс-секретарь Арутюняна заявила, что такие случаи направлены против правопорядка Республики Арцах и идут вразрез с трехсторонним заявлением. “Мы обращаем внимание подписантов трехстороннего заявления на этот инцидент с тем, чтобы они в будущем не повторялись”, – говорилось в заявлении.
Как видим, не прошло и трех дней, как повторилось. И если в первом случае была реакция властей Арцаха, то на сей раз глухое молчание царит как в Степанакерте (за исключением Омбудсмена), так и в Ереване. А ведь в обоих случаях речь идет об автодорогах, имеющих жизненно важное, стратегическое значения для армянских сторон.
Одна из них – сегодня единственная, соединяющая Арцах с РА, другая – единственная, соединяющая Мартунинский район с остальным Арцахом. Кроме того, через эту дорогу азербайджанцы добираются до Шуши и возят по ней грузы в том числе военного назначения. Как отмечает тот же Тигран Абрамян, никаким соглашением этого не предусмотрено, и Арцах имеет полное право не разрешать передвижения азербайджанцев по этой дороге. Но власти Арцаха не просто разрешают, а еще и не приостанавливают передвижения после провокации, таящей в себе угрозу физической безопасности граждан.
Что касается официального Еревана, то здесь давно уже не реагируют на грубейшие нарушения Азербайджаном как заявления от 9 ноября, так и международного права. Никол Пашинян без колебаний подписал документ о сдаче почти 75% Арцаха, не имея на то ни малейшего права, а потом умыл руки и вспоминает об Арцахе только и исключительно в собственных целях – например, в предвыборной пропаганде. Но при этом ни единого слова упрека или обвинений в адрес официального Баку он не произносит, хотя Алиев нагло нарушает то самое соглашение, под которым стоит подпись Пашиняна.
Причина, конечно же, понятна. И в Ереване, и в Степанакерте будут терпеть все выходки Алиева, пока у власти в армянских столицах предательские силы. Нет никаких сомнений, что Баку будет продолжать подобную политику, и “каменная война” конца 80-х годов прошлого столетия будет возобновлена. Алиеву кровь из носу надо доказывать, что территория, оставшаяся под контролем армян, также принадлежит Азербайджану, поэтому дорога, по которой он пока перемещается под защитой российских миротворцев, будет постоянно подвергаться различным провокациям.
Пока бакинский диктатор добивается “совместного использования” автодороги, но, вне всяких сомнений, с целью в дальнейшем прибрать ее к рукам полностью и тем самым заполучить Мартуни, а также беспрепятственный доступ к Шуши. Для этого нет ни малейших правовых оснований, зато есть наглядное нежелание мешать, а значит, фактическое согласие Пашиняна. Об Арутюняне в данном случае и говорить нечего.
“КАМЕННАЯ ВОЙНА” СКОРЕЕ ВСЕГО возобновится и на других арцахских дорогах, потому что Алиеву нужно создать атмосферу страха среди гражданского населения – точно так же, как Азербайджану нужно было создавать ее в конце 80-х. Вполне вероятно, что именно с этой целью был убит 20 марта житель Кармир Шука Вреж Погосян. Алиеву надо доказывать, что он и здесь хозяин и постепенно прибирает к рукам всю территорию, потому что, дескать, “карабахский вопрос закрыт”. Судя по усиленной госпропаганде дружбы и экономического сотрудничества с азербайджанцами и турками и необходимости ради будущего “процветания” соглашаться на любые унижения, на это также получено согласие армянских властей. Именно потому и не поднимает Пашинян вопрос открытого нарушения Алиевым уже двух пунктов трехстороннего соглашения, при этом ни на йоту не отклоняясь от беспрекословного выполнения обязательств Армении.
Напомню только нашим недорослям во власти, что “каменная война” случилась еще при СССР, причем пока в довольно крепком – за три года до распада. Поэтому, очерчивая “советские границы”, насаждая пресловутую “дружбу народов” и рисуя заманчивые перспективы “открытия коммуникаций”, не мешало бы вспомнить, к чему это привело в начале 90-х. И продолжается до сих пор.