Столкновение интересов, или как не раскрыть очевидные явления
Общественность все еще продолжает обсуждать сделанное неделю назад, в прошлую пятницу выступление премьер-министра Овика Абраамяна. Если коротко, то премьер объявил войну неразумному использованию государственных средств, монополиям, коррупции и вообще всем другим явлениям, препятствующим развитию экономики. Что касается коррупции, то он назвал два направления: первое – сделать коррупционные явления измеримыми по органам, и второе – явление столкновения интересов. «Считаю, что мы должны очень быстро ввести жесткие механизмы, которые помешают занимающими общественный пост лицами и взаимосвязанными с ними родственниками участвовать в государственных закупках и программах, осуществляемых на государственные средства», – сказал премьер.
Столкновения интересов, раскрытие интересов… Все это, что и говорить, звучит очень красиво. Но ведь эти интересы давно должны были быть раскрыты! По удивительному совпадению, ровно 7 лет назад – 14 мая 2009 года – о столкновении интересов говорил прежний премьер-министр, Тигран Саркисян. Говорил с той же убежденностью и оптимизмом. «Мы делаем довольно серьезный шаг, одобряя проект закона, поскольку внедряем в РА институт раскрытия интересов. Это предполагает, что этот закон создает реальные предпосылки для того, чтобы должностные лица – депутаты, министры не занимались бизнесом, раскрывали свои интересы, решали свои вопросы со связанными с ними людьми, чтобы общество, общественность имели возможность контролировать их, что эта законодательная норма в РА полноценно применяется. Этот закон имеет также антикоррупционное содержание, и мы имеем также обязанность внедрить также и эти механизмы, что и выполняем, одобряя этот законопроект», – говорил он. Речь, напомню, идет о внесении дополнений и исправлений в Уголовный кодекс РА, в законах «О гражданской службе» и «О декларации имущества и доходов физических лиц».
Но прошел внушительный срок, а коррупция так и не уменьшилась, да и интересы так и не раскрылись. В 2011 году был принят закон РА об общественном служащем. На основе этого закона указом президента РА Сержа Саркисяна был создан Комитет по этике высокопоставленных должностных лиц. Это факт был представлен в виде серьезного, системного изменения – с точки зрения пресечения коррупции и усмирению аппетита должностных лиц.
«Результаты деятельности комиссии, в сущности, должны стать еще более хорошими возможностями системных изменений для предотвращения коррупции, борьбы с коррупционными проявлениями, а также критериями для социального подходов и критериев для борьбы с коррупцией», – заявил президент во время встречи с членами Комитета.
Комитет по этике действует вот уже более четырех лет. Чем именно? В официальном сайте этой государственной структуры читаем: «Основными функциями Комитет по этике высокопоставленных должностных лиц являются: ведение реестра имущества и доходов высокопоставленных должностных лиц и связанных с ними лиц, их анализ и публикация,
А также, в случаях, установленных законом, раскрытие интересов и нарушений законов этики высокопоставленных должностных лиц и представление предложений по их предотвращению и пресечению».
Но помнит ли кто-нибудь хоть один случай, когда Комиссия по этике проанализировала хоть одну декларацию о доходах, отозвалась о столкновении интересов или предложила хоть что-нибудь предотвращающее?
Создается впечатление, будто функция анализа предоставлена прессе, а вопрос оправдания или наказания конкретного должностного лица предано забвению.
Так, СМИ изучают декларацию и из ее более чем скупого содержания делает явно вытекающие выводы. Ну, например, изучает миллионные средства и доходы должностного лица и сравнивает их с его должностной биографией. И делает выводы: каким образом человек, всю жизнь не имевший дело с бизнесом, а работающий только в государственной структуре, всего за пару лет накапливает многомиллионные заначки? Какие ответы следуют на это, и какие шаги следуют после этого? Да никакого!
Ладно, будем считать, что Комитет по этике не обязан проверять источники доходов. Но ведь представляется, что хотя бы несоответствие доходов и имущества данный орган должен же проверять. Однако это тоже не анализируется, так что непонятно, что имели в виду авторы указанных текстов под словами «ведение реестра имущества и доходов высокопоставленных должностных лиц и связанных с ними лиц, их анализ и публикация». Что они анализируют и как потом поступают с этими анализами, если должностные лица с пренебрежительным видом относятся к этим декларациям?
Крупные чиновники настолько наплевательски относятся к этим декларациям, что не просто делают copy-paste с предыдущей декларации, но даже не придерживаются простых мелочей. Так, например, в начале 2014-го декларируется 1000 драмов, а в конце года – 1500. В последующих декларациях опять же декларируют 1000 драмов, а в конце – опять же 1500. И никто их не спрашивает: ведь конец 2014-го и начало 2015-го это же очень просто, так почему же эти суммы разнятся?
Или в начале года должностное лицо декларирует нулевой доход, а в конце года – снова нулевой. За год декларирует лишь зарплату (несколько млн драмов). То есть, мы видим перед собой простого парня, живущего на простую зарплату. И этот бессребреник в том же декларации пишет, что купил шикарную машину стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. И никто не спрашивает – каким образом? Подарили? Но ведь и дар тоже должен быть зафиксирован в документе, потому что тоже должен быть задекларирован. Или, скажем, одному из депутатов подарили роскошный «мерседес». Кто, за что – это тоже проходит незаметно.
Или вот, некое должностное лицо заявляет, что несколько лет назад передал Арцаху несколько сотен тысяч долларов США. Открываешь его сегодняшнюю декларацию и видишь, что в начале и в конце года цифры одинаковы, да и меньше, чем сто тысяч. А вот годовой доход составляет 45 млн драмов. Вот и получается, что данный чиновник лжет и данных денег не переводил. Или же говорит правду, но в декларации об этом не упомянул. И никто ему ни слова! А если б спросили, он скажет: это не я, это я попросил нашего соседа, богача Тевоса
. И все это не взятые из воздуха примеры, а конкретные случаи (хотя я и не назвал имена). А таких примеров – сколько угодно.
А это все значит, что декларации и их публикация никаких откликов и последствий не вызывает. Заполняют декларации ради заполнения, как очень многие водители просто набрасывают на себя ремень безопасности – чтобы не быть оштрафованными.
Это просто один из примеров того, почему именно «интересны не раскрываются». А главная причина в том, что самый большой секрет занятых этом – нераскрытие очевидных явлений.
Бабкен Тунян