Что нам даст новый налоговый кодекс
На состоявшейся сегодня встречи председателя Ассоциации налогоплательщиков Пайлака Тадевосяна с журналистами заявил, что необходимость нового кодекса вызвана еще и тем, что имеются целый ряд документов, законов, подзаконных актов, правительственных решений, относящихся к налоговой сфере. «Совокупность налогоплательщиков во многих случаях путалась в их многообразии, различными обстоятельствами, регулирующими в разных местах различных вопросов», – сказал он. Кроме этого, он отметил также, что следующим шагом станет необходимость нового регулирования.
Председатель Ассоциации малых и средних предприятий, член Налогового совета Ваагн Амбарцумян сказал, что данный кодекс имел реальное значение. По его словам, законодательство было «раздерганным», были постановления правительства, законы, многочисленные официальные разъяснения, поэтому-то и было принято решение оформить все это в особом документе.
Как отметил В. Амбарцумян, во время изменений всегда бывают ожидания к лучшему, однако следует учитывать, что этот документ, который регулирует отношения государственного бюджета и государственных органов с хозяйствующими субъектами, имеет также балансировочное значение: «Если честно, самый лучший процент – ноль процентов, самый лучший налог – тот, который не выплачиваем. Но разве тем самым не порождаем не менее серьезную проблему для не менее важной задачи – вопросу государственных налогов?»
Постоянный представитель МВФ в Армении Тереса Дабан подтвердила, что что новый кодекс является очень важной реформой для Армении. По ее словам, Армения с момента независимости приняла множество правовых актов, в многих из них есть серьезные изменения, так что появляется возможность гармонизировать их. Кроме того, этот документ преследует и другие цели – увеличить собираемость налогов, повышение прозрачности налоговых сборов, сделать налогообложение Армении более прогнозируемым, что очень важно для бизнеса. «Это означает иметь законодательный акт, который, разумеется, со временем будет меняться, но хотя бы в среднесрочном значении сохранится как цельный акт, будет продолжать действовать, поскольку правовые акты, особенно правовые акты, касающиеся налогов, часто изменяются, это вызывает неопределенность у хозяйствующих субъектов, а это для страны нехорошо. И, в конце концов, это также по может сделать систему более справедливой, позволит собрать для бюджета страны больше необходимых средств».
Как отметил Пайлак Тадевосян, один из главных аргументов создания нового кодекса будет то, что это не будет слишком частым. «Если правительство решит не делать в нем серьезные изменения, то для этого не придется принимать новый кодекс. Нет гарантий, что при новом кодексе эти изменения не появятся снова, поскольку нет никакого противовеса, делать то же самое каких-либо ограничений нет.
Было отмечено, что один из самых главных вопросов – вопрос прогнозируемости. В обоснованиях написано, что кодекс обеспечит долгосрочную прогнозируемость для налогоплательщиков. Однако скажу снова: нет противовеса для сохранения всех этих прогнозируемости и стабильности. Если бизнесмен делает инвестиции, он должен быть уверен, что процент, база налогов, инструменты администрирования не изменятся со временем. Если он приходит и делает инвестиции на 10 лет, а через 2 года база меняется, то мы называем это, что ставка не изменилась, то если меняешь базы, то никакой разницы нет», – сказал П. Тадевосян, отметив также, что Налоговый кодекс также нацелен на увеличение инвестиций, однако если начинаешь облагать налогом дивиденды физических лиц, то как можно сказать, что инвестиции поощряются? В то же время он сказал, что в кодексе имеются и положительные вещи.
Отвечая на вопрос, Ваагн Амбарцумян сказал, что в кодексе определенно имеются и положения, снижающие коррупционные риски, и в качестве примера привел переход на полностью электронный вид: «Контакты налогоплательщика с сотрудниками налоговых органов снижены».