Categories։

Дочь Толстого-в армянской геенне

Прошлое любит неожиданные встречи. И ты, листая страницы прошлого, часто встречаешься с самыми неожиданностями Об одном из них я и хочу сегодня рассказать, тем более, что речь пойдет о младшей дочери великого писателя Льва Толстого – Александре. Мало кому известно, что началом Первой мировой о на записалась как сестра милосердия и отправилась на Кавказский     фронт и длительное время жила и работала в Армении.

В 1914 голу Александра Толстая, как и множество ее соотечественников, бросилась на войну, желая каким-либо образом помочь родине, стать участницей всеобщей помощи. И эта 30-летняя дворянка, обладающая, свободолюбивыми взглядами, имевшая приличное состояние и связи, прониклась идеей вложить свое состояние в программу, целью которой было оказать помощь раненным и жителям в зоне боевых действий.
Она по-быстрому устроила все дела и вскоре с группой соратников отбыла на Кавказ. В конце 1914-го она была уже в Тифлисе. В те дни Александра писала своей сестре Татьяне: «Мы вместе с тремя врачами избрали направление Ереван-Игдыр, у персидской границы. Н а этом направлении вообще нет никакой помощи и бушуют эпидемии: тиф, оспа и главное, малярия. Дороги туда нет. Кое-как добираемся на верблюдах».

Из Тифлиса Александра выезжает верхом. Кстати, ее лошади носила имя Алагяз. Достигнув Еревана, она через некоторое время продолжает путь. И уже в январе 1915 года она в письме, адресованном брату Сергею, сообщает: «Пишу тебе из поселка Игдыр, почти на границе Персии и Турции, который находится у подножья  Арарата».

И именно здесь дочь Толстого, которая до этого лишь читала в книгах об ужасах войны, страдании, человеческих мучений, впервые столкнулась с жестокой действительностью. Особенно тяжелое впечатление на нее оказала  жизнь местных и беженцев-армян. В одном из своих дневниковых февральских записок Александра Толстая пишет: «Эти люди отставляют страшное, подавляющее впечатление… Мне никогда не доводилось испытывать такое страдание. Люди эти лишились не только своих семей, родных, близких, они лишились также своих очагов, имущества, лишились всего…»

Կարդացեք նաև

Через некоторое время, работая в Игдыре в по левом госпитале, до нее доходят слухи, что в Ване армяне начали борьбу за самозащиту  города, есть множество раненых, населению города  грозят эпидемии, а единственный врач-доброволец из Америки не в силах помочь им. И руководство госпиталя принимает решение отправить Александру в Ван с  небольшой группой помощников.

Tolstoy-1

До того, как отправиться  в Ван, Александра Толстая  направляется в Ереван – для закупки лекарств и медицинского оборудования. В своих воспоминаниях Александра вспоминает о том, какое впечатление на нее оказал после Игдыра Ереван: «Очень приятно было попасть в цивилизованную страну – автомобили, электричество хороший ресторан. И, кажется, мы здесь остались чуточку подольше, чем нужно было».

Но так5ое скромное счастье длилось недолго. Впереди их ждал ад, открывшийся армянам. Ван оказал на Александру  гнетущее  впечатление. Она вынуждена была оказывать там врачебную помощь как раненным армянам, так и туркам и курдам, слышать как героические, так и жестокие и бесчеловечные истории.

К сожалению, долго работать в Ване не удалось. Оба помощника-студента заболели тифом. А через некоторое время заболевает также Александра. Всех трех для лечения  переправляют в Ереван. Несколько поправившись, вся группа возвращается в Россию.

С тех самых пор сохранились две фотографии. На первой из них Александра Толстая и два ее помощника в ереванском госпитале. Вторая фотография сделана в Западной Армении в 1915 году – на нем Александра Толстая  снята вместе с врачами и сотрудницами полевого госпиталя.

Овик Чархчян

Categories։

Newsfeed