В Москве существует надежда на то, что план президента Армении сработает. Григорий Трофимчук

Собеседником газеты «168 часов» является международник, эксперт по безопасности и обороне, российский аналитик Григорий Трофимчук.

-Господин Трофимчук, сегодня начинается визит  президента Армении Сержа Саргсяна в Москву, в ходе которого он встретится с президентом России Владимиром Путиным. Какие вопросы будут обсуждаться, по Вашему, в Москве?

– Будет обсуждаться традиционный, где-то даже скучный, для российско-армянских отношений спектр вопросов, включая экономику, интеграционное сотрудничество и так далее. Наблюдатели ждут здесь сенсаций только потому, что им кажется, что их просто не может быть. Что не может быть ярких, прорывных решений и заявлений, так как ситуация вокруг Армении – нестандартная, нерядовая. Особенно на фоне вялотекущей войны в Карабахе и активизации сотрудничества Еревана с Западом: Евросоюзом и НАТО.

Одной из важных тем высокой дискуссии наверняка будет предвыборная ситуация в Армении, так как от стабильности политической ситуации в этой стране зависит очень многое. Ну и, кроме того, разговор, как всегда, пойдёт о кредитах, деньгах. Нельзя не сказать и о другом важном качестве любого визита высоких армянских лиц в Москву: это формальное поддержание баланса, строго заведённой очерёдности в её диалоге с Баку и Ереваном. И это не очень хорошо, так как время для просто встреч давно закончилось. А скоро – и это уже без всяких натяжек – могут закончиться средства на сами эти поездки как таковые.

Есть мнение, что наиболее острой темой станет ситуация в Нагорном Карабахе. Естественно, тема урегулирования ситуации в Арцахе обсуждается каждый раз. Что можно ждать от этих переговоров на этот раз?

– От переговоров по карабахской проблематике можно ожидать того же самого, что и всегда: заявлений и призывов о приверженности дипломатическим методам, политическому процессу и мирному диалогу. И поиску компромиссов. Кстати, замечу, что Азербайджану по движению в сторону компромиссов есть чем отчитаться перед президентом РФ, который и выдвинул эту инициативу, как бы смешно и нелепо это ни выглядело в глазах самих армян.

В принципе, Армении от этой ситуации не нужно ничего, кроме страховки от дальнейшего продвижения азербайджанской армии вглубь этих территорий. Но Москва таких гарантий дать не может, так как и сейчас, пока готовится этот визит, карабахский конфликт живёт уже своей собственной жизнью – а точнее, смертью. И повлиять на эту ситуацию, как мы видим, не может уже никто. По той простой причине, что после февраля-2017 не наблюдается даже того переговорного ажиотажа, как после апреля-2016. Стороны не способны теперь даже на это. Они устали.

Считаю, что самое главное в Вашем вопросе – это слово «Арцах». Референдум, только что проведённый по этому поводу, говорит о текущей ситуации намного больше, чем всё остальное: Армения и её карабахские друзья пытаются сами регулировать эти вопросы, не надеясь уже ни на кого. Но хочу сказать, что результатами этой регулировки воспользуются, прежде всего, внерегиональные силы, и уже достаточно скоро. Так как в наличии теперь имеется не демократ Обама, а новый, более резкий Вашингтон. И референдум в Карабахе, нацеленный на полный, даже в плане топонимики, отрыв от старых, азербайджанских корней будет использован им по полной программе.

До этого Саргсян завершил свой визит в Брюссель, в Париж, в ходе визита в Брюссель он провел довольно представительские встречи. В Брюсселе Саргсян заявил, что Армения и ЕС завершили переговоры вокруг нового рамочного соглашения. Сейчас Армения, казалось бы, восстанавливает свои отношения с Западом, хотя и не в прежнем объеме. Предстоящий визит Сержа Саргсяна в Москву будет иметь значение для дальнейшей судьбы нового рамочного соглашения Армениа-ЕС, потому что мы помним как в 2013 году завершились переговоры Армении и ЕС вокруг Ассоциативного договора?

Армения, действительно, восстанавливает свои отношения с Западом, так как глобальная ситуация развивается дальше и позиция США на этом фоне в достаточной степени определилась. Проще говоря: надеяться на существенные отношения с Вашингтоном России и её союзникам не приходится. Поэтому Армения ищет свои пути в будущем мире. И в принципе, её сложно за это судить, так как это суверенная страна. И если сама РФ постоянно тянется к возобновлению отношений с НАТО, то почему этого не может делать та же Армения. И если НАТО охлаждает, в тот или иной момент, свои отношения с Москвой, они не могут, одновременно и автоматически, охлаждаться и с Ереваном.

Естественно, Москва и Ереван связаны другим, своим, собственным военно-политическим блоком: ОДКБ. Но Ереван уже не раз достаточно чётко дал понять, что с его точки зрения этот блок не выполняет своих главных функций, в частности по защите своего члена Армении. Поэтому армянский поход на Запад будет продолжаться.

Запад, и в частности Евросоюз, действует достаточно тонко и изощрённо. Мы видим, что Брюссель предложил Еревану не формат евроассоциации, который привёл к украинской войне, а «рамочное соглашение». Суть дела от этого не меняется, однако всё сделано для того, чтобы Москва не могла предъявить Еревану в этом плане формальные претензии, как в совё время Киеву. Однако рамочное соглашение плюс усиление сотрудничества Армении с НАТО – это уже комплект серьёзный. Думаю, что Ереван нарастил этот баланс, надеясь на то, что после этого его диалог с Москвой пойдёт «веселее». В том числе в плане финансов, которые на фоне бесконечного экономического кризиса объективно заканчиваются. Даже в виде не совсем дешёвых кредитов.

И самое главное, на мой взгляд, в визите Сержа Саргсяна в Европу, с российской точки зрения. Многие российские наблюдатели узнали об этой не совсем рядовой поездке совсем случайно, уже после того как она состоялась. Так как внутри России визит практически не освещался. И это говорит о позиции самой Москвы, которая, в данном случае, могла бы вести себя несколько иначе, прямо скажем, сильнее. Комментируя эту ситуацию как она есть. Не прячась от неё. Москве надо уже сейчас иметь свою линию действий на фоне «рамочной» активизации Армении в сторону Запада. Но не такую, как это было с Украиной в 2013 году.

-5 марта, в Армении официально стартовала предвыборная кампания. Как будет позиционировать себя Москва в армянских процессах? Москва будет делать ставки на какие то политические силы в Армении? Кого будет поддерживать?

– Москва ведёт себя в этих вопросах стандартно, она всегда поддерживает действующую власть. В данном случае существует надежда на то, что план президента Армении по переходу к парламентской республике сработает, как это и запланировано самими инициаторами. О нестандартных вариантах развития событий сейчас вряд ли кто задумывается, так как это слишком сложно и пока что никому не нужно. В целом, кампания по выборам в парламент РА выглядит достаточно, я бы даже сказал, предельно демократично, это и будет отмечаться Москвой в ходе процесса. Запад будет оценивать по обстоятельствам.

Однако Москва уже на генном уровне опасается так называемых «цветных революций», и в случае с Арменией такие опасения присутствуют в полной мере Хотя надо ещё раз напомнить, что этот формат потрясений уже давно ушёл в прошлое, и если в Армении что-то произойдёт, то уже в своём собственном стиле, который Москве просчитать не под силу, с учётом того, как она в своё время «просчитала Украину». Во всяком случае, придётся иметь в виду, что в Армении имеется достаточно сильная политическая оппозиция. Самая сильная оппозиция, если брать в целом всё пространство евразийской интеграции.

Аракс Мартиросян

Newsfeed