В отношениях между Арменией и Грузией дело от слов к делу не переходит
Гость газеты «168 часов» – председатель действующего в Грузии гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольж Степанян
– Господин Степанян, министр обороны Грузии Тинатин Хидашвили недавно объявила, что выбор Армении определяет уровень сотрудничества этой страны с Грузией – дружественные, но не стратегические. Она заявила об этом во время состоявшегося в Габале трехсторонней встречи министров обороны Грузии, Азербайджана и Турции. В ходе этой встречи было объявлено также об учениях вооруженных сил Грузии, Азербайджана и Турции с целью повышения боеспособности и боевой подготовки войск. Получается, что членство Армении в ОДКБ и ЕАЭС препятствует Армении развитию связей с Грузией, поскольку высшие власти Грузии выражают сомнение относительно уровня будущих армяно-грузинских связей.
– В первую очередь хотелось бы отметить, что, несмотря на противоположные геостратегические интересы, армяно-грузинское военные связи развиваются успешно. Удается успешно продвигать совместные учения, осуществляются совместные программы, особенно успешно работают Армения и Грузия в программах НАТО – здесь имеются максимальная степень сотрудничества. Грузия не является членом ОДКБ и в обозримом будущем не собирается вступать в него, поэтому в этом формате нет сотрудничества. Азербайджан в этой области значительно более активен, поскольку тесно сотрудничает с Турцией, которая постоянно лоббирует интересы Азербайджана. В этом формате Грузия имеет больше возможностей, поскольку она желает войти в НАТО. В этом отношении Грузии легче работать с Азербайджаном. Повторюсь, однако, что несмотря на то, что Армения является членом ОДКБ, ей удается осуществлять программы с НАТО и с Грузией, что, кажется, неплохо. Армения\ не должна слишком ревностно относиться к сотрудничеству и отношениям Грузии и Азербайджана, поскольку выбор РА – присоединиться исключительно к ОДКБ, и в этом отношении армянская сторона не должна предъявлять претензии Грузии. Ситуация в данном случае такова, какой можно было ожидать, предполагать, так что создавшееся положения вполне реально.
– Очень часто критикуется и нынешнее положение армяно-грузинских связей, причем ответственность за это падает на непрофессионализм посла РА в Грузии Юрия Варданяна. Как вы оцениваете работу нашего посольства? Нет ли вины посольства в том, что отношения Армении и Грузии не могут достичь большего уровня?
– Да, работа посла и посольства критикуется. Было бы правильнее критиковать на фактах. Я не могу говорить более детально, поскольку не информирован о работе посольства, чтобы говорить более подробно.
– Делается ли все возможное, чтобы внешняя политика Армении не мешала армяно-грузинским взаимоотношениям?
– Трудно сделать так, чтобы не мешало. Однако это не та разделительная линия, которая может привести к коллапсу армяно-грузинских отношений. То есть, как показало время, это не та тема, которая может навредить армяно-грузинским отношениям. Грузия очень хорошо понимает, почему Армения сделала такой выбор, а в Армении хорошо понимают, почему Грузия выбрала такой путь. Насколько мне известно, политические элиты обеих стран пытаются, исходя из нынешних условий, развивать сотрудничество в тех сферах, которые имеются ныне. Не думаю, что армяно-грузинские отношения могут испортиться. Хотя и не думаю, что отношения Грузии с Арменией будут развивать так же интенсивно, как отношения Грузии с теми странами, которые выбрали иной путь.
– Партнерство Грузии особенно интенсивно с Турцией и Азербайджаном, особенно в военной области. А это время от времени вызывает определенное настороженность у армянского общества. Как вы считаете, что должны сделать власти РА, чтобы это сотрудничество стало более безопасным для Армении?
– Я не вижу здесь угрозы, поскольку эти страны работают совместно, поскольку имеют общие пути развития. А вообще-то отвечу на ваш вопрос: политика Армении в отношении Грузии неэффективна. Как видно, Армения дальше слов к действиям не переходит, не предпринимает мер к развитию многосторонних отношений с Грузией. Как вы знаете, в концепте безопасности Армении говорится, что отношения с Грузией имеют стратегический характер, тогда как в практике это не ощущается – не видно, что у Грузии и Армении имеются другие пути, кроме транзитного сообщения. Позиция Армении к грузинской армянской общине также неэффективна, ведь Грузия – это другая страна, и работа с общиной должна быть здесь по-иному. Однако здесь применяется та же система, что и внутри Армении.
Аракс Мартиросян