Categories։

Уорлик рассказал о причинах своего ухода с поста сопредседателя – ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АПА. Интервью АПА с американским сопредседателем МГ ОБСЕ Джеймсом Уорликом, срок работы которого завершится в конце этого года.

– Вы три года занимали должность сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США. Как вы оцениваете свою деятельность на этом посту? Легко ли было работать со сторонами? Какая сторона была более искренней в переговорном процессе?

– Для меня было честью занимать должность американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Я уверен, что президенты Азербайджана и Армении верны мирному урегулированию конфликта, ни одна из сторон не хочет войны. Все наши усилия для достижения устойчивого мира направлены именно к этому.

– За 3 года мы видели Вас как активного посла, тесно принимавшего участие в процессе урегулирования. Можно ли сказать, что причиной вашего ухода является неудовлетворенность и недовольство тем, что посредничество не дало положительных результатов?

– Причина моей отставки личная. Я построил успешную карьеру американского дипломата и после 30 лет службы намерен работать в частном секторе.

– Когда станет известно имя нового посла? В наступающем году в Минской группе будет только 2 сопредседателя. Как это скажется на вопросе урегулирования конфликта?

– Временный сопредседатель будет объявлен в ближайшем будущем. Сопредседатели Минской группы продолжат осуществлять деятельность посредников для достижения устойчивого мира. Я абсолютно уверен, что новый сопредседатель от США продолжит работать в этом направлении.

– За время Вашей работы сопредседателем на линии соприкосновения несколько раз возникала напряженность. Однако самое большое столкновение произошло в апреле. После активизации усилий Минской группы в связи с этими событиями у азербайджанцев появилась надежда на скорейшее урегулирование. Однако в последние 1-2 месяца процесс вернулся в прежнее русло. В чем причина этого? По-вашему далеко ли до решения конфликта, и на каком этапе находится процесс?

– На столе переговоров есть хорошие идеи и предложения, которые могли бы создать базу для достижения всестороннего мира. Как и в любом другом переговорном процессе, есть определенная разница во мнениях, над которыми нужно поработать. Однако президенты Ильхам Алиев и Серж Саркисян отметили, что верны мирному пути урегулирования. В данный момент мы больше всего хотели бы, чтобы президенты продемонстрировали политическую волю и взяли на себя обязательства развивать переговорный процесс.

– В последнее время с азербайджанской стороны стало меньше озвучиваться риторических заявлений. В одном из своих бесчисленных заявлений президент Армении сказал, что Нагорный Карабах может стать независимым или же войти в состав Армении. Армяне также рассуждают об изменении названия Нагорного Карабаха. Можем ли мы на фоне всего этого сделать вывод, что последовавший за апрельскими событиями процесс был нарушен именно Арменией?

– Подобные заявления демонстрируют важность мирных переговоров по урегулированию. Это может принести пользу всем людям региона.

– В повестку вошли вопросы расширения офиса действующего председателя ОБСЕ и применения механизма по расследованию фактов. Стороны также выразили свое согласие. Однако процесс задерживается. Продолжается ли работа в этом направлении, и что это привнесет в урегулирование конфликта?

– После 20 лет расширение миссии личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анжея Каспшика является важным шагом в правильном направлении. Во время встреч в Вене и Санкт-Петербурге президенты взяли на себя обязательства в связи с расширением миссии и оказанием поддержки с обеих сторон. Мы сейчас работаем над деталями расширения миссии. Уверен, мы достигнем этого.

– С азербайджанской стороны в повестку вносится вопрос увеличения числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ, включения в группу стран региона. Возможно ли это? Как Вы можете прокомментировать мнение, что деятельность нынешних сопредседателей неудовлетворительна?

– Наша задача в качестве посредника заключается в упрощении переговоров между президентами, которые могут способствовать урегулированию конфликта. Однако, в конечном счете, решение о том, двигаться вперед или нет, зависит от президентов. Президенты должны желать урегулирования и работать друг с другом в этом направлении. Независимо от того, сколько сопредседателей и региональных акторов задействовано в формате Минской группы, сегодня это основная реальность.

– Длительное время также не нашел своего решения вопрос освобождения Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева, которые были взяты армянами в заложники. Обсуждается ли все еще этот вопрос, или сопредседатели удалили его из повестки?

– Мы продолжаем поднимать этот вопрос, сотрудничаем с МККК.

– Получается, что Гамбургская встреча будет последней, в которой Вы примете участие как сопредседатель. Что Вы ожидаете от этой встречи?
– Мы рассматриваем встречу министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ в Гамбурге как возможность продолжить диалог министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Мы готовы работать со сторонами, которые смогут любыми путями обеспечить устойчивое урегулирование.

– Как Вы думаете, сможет ли народная дипломатия внести свой вклад в мирное решение конфликта в Нагорном Карабахе? За последнее время несколько армянских активистов побывали в Азербайджане. Они послали месседжи мира правительству Армении и призвали прекратить оккупацию. Что Вы думаете по поводу этих воззваний?

– Один из важных элементов деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ – это деятельность между людьми, поддерживающими обсуждение мыслей и идей. Мы надеемся, что с достижением прогресса в переговорном процессе со временем будет создаваться все больше возможностей для деятельности, которая разрушает барьеры. В будущем она сыграет важную роль в создании доверия между азербайджанцами и армянами.

Categories։

Newsfeed