Взгляд на вероятные развития в некоторых регионах мира в 2023г. Артак Закарян
Артак Закарян пишет. Взгляд на вероятные развития в некоторых регионах мира в 2023г.
Военно-политическая обстановка в мире в течение 2023г. останется сложной. Вероятность ее нового резкого обострения на глобальном и региональном уровне сохранится. США продолжат реализацию стратегии сдерживания России и Китая через поддержание с помощью союзников напряженности и нестабильности в Европе, Закавказье, Северной Африке, на Ближнем Востоке, Корейском полуострове и в Южно-Китайском море. Главными инструментами политики останутся экономические санкции, гонка вооружений, наращивание военной инфраструктуры НАТО и поддержание нестабильности по периметру границ противоборствующих стран.
В Европе сохранится сложная военно-политическая обстановка. Однако острота этих опасностей и угроз может возрасти. Это будет обусловлено развитием обстановки в Беларуси, Молдавии и на Украине. Действия ведущих западных стран во главе с США по-прежнему будут направлены на слом существующего военно-стратегического паритета между Российской Федерацией и США.
Противоречия между США с Россией и с Китаем сохранятся – их будут позиционировать как главного противника альянса, в регионах продолжится массированная антироссийская информационно-пропагандистская кампания. США и НАТО продолжат наращивать свое присутствие в Восточной Европе, совершенствование оперативного оборудования территорий Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. На их территории продолжится складирование вооружений и военной техники для быстрого развертывания дополнительных контингентов НАТО. Следует ожидать активизации мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил стран НАТО. Запад продолжит проводить целенаправленную политику по вовлечению в альянс Украины и Молдовы. Наибольшую опасность представляет скоординированная при поддержке НАТО провокация со стороны Молдовы и Украины против российского воинского контингента в Приднестровье.
Военно-политическая обстановка в Закавказском регионе останется напряженной и неустойчивой. В регионе продолжится геополитическая борьба между Россией, Турцией, Ираном и США. Борьба за влияние в регионе будет в первую очередь связана с борьбой за доступ к энергоресурсам и транспортным маршрутам, в том числе трубопроводным. США продолжат политику по сдерживанию России и ограничению ее влияния на постсоветские государства Закавказья. В Закавказье сохранится сильное влияние исторически сложившихся национально-этнических, религиозных и культурных противоречий.
Обстановка в Нагорном Карабахе может обостряться периодическими провокациями со стороны Азербайджана. Не исключены также нападения на мирное население вдоль линии соприкосновения азербайджанских и армянских сил. Периодически могут происходить вооруженные столкновения между частями Вооруженных сил Азербайджана и Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
Турция постарается скрытно нарастить свое военное присутствие в Азербайджане. Будут предприниматься попытки запуска, реализации региональных политических и экономических проектов при ведущей роли Турции. Основные усилия, скорее всего, могут быть направлены на создание транспортного коридора между Нахичеванью и Баку, что обеспечит Турции прямой короткий выход к Каспийскому морю. Не исключено, что Азербайджан начнет кампанию информационно-психологического давления на армянское население НКР с целью дискредитации их экономических связей с Ереваном.
Обстановка вокруг Ирана останется сложной и неустойчивой. Администрация США, скорее всего, лишь на уровне политических заявлений пойдет на некоторое улучшение отношений с Тегераном. Антииранский блок в составе Израиля и некоторых монархий Персидского залива продолжит развиваться. Острота ирано-израильского вооруженного противостояния в Сирии останется на высоком уровне. Нельзя исключать вероятность нанесения ударов по военным объектам в Иране и по иранским позициям в Сирии со стороны США. Подобные действия могут резко дестабилизировать обстановку в регионе.
На Ближнем Востоке сохранится напряженная и нестабильная обстановка. Самая сложная обстановка в регионе сохранится в Сирии. Турция не способна полностью контролировать действия боевиков в Идлибе и других провинциях. Значительная часть оппозиционных правительству Асада отрядов боевиков нацелена на ведение военных действий до смены власти в Сирии. США и их союзники продолжат поддерживать вооруженное противостояние в стране, что означает степень участия группировки ВС РФ в стабилизации обстановки на северо-западе Сирии, вероятнее всего, не уменьшится. Вероятность нанесения Израилем новых ударов по иранским позициям в Сирии останется высокой. Заявления США о выводе американских войск из Сирии не будут реализованы, и они продолжат критиковать политику сотрудничества России с Турцией и Ираном по сирийскому вопросу.
США продолжит давление на отдельные страны Персидского залива и Северной Африки с целью нормализации их отношений с Израилем для усиления давления на Иран. Израиль продолжит активно продвигать политическую инициативу по подписанию договора с арабскими странами Персидского залива о ненападении, чтобы устранить угрозу и добиться вывода Ирана с территории Сирии. При этом Иран не откажется от стремления создать “шиитский коридор” (Иран – Ирак – Сирия − Ливан), чтобы обеспечить себе выход к Средиземному морю и одновременно ослабить позиции “суннитского конкурента” − Турции, а также Израиля. По этой причине противостояние между суннитами и шиитами не ослабнет. В регионе продолжится жесткая борьба за доступ к газовым месторождениям в восточном Средиземноморье и контроль над маршрутами их поставки в Европу.
Отношения Турции с Грецией останутся напряженными, в некоторых случаях- даже взрывоопасны.
Политика Турции останется сложной. США предпримут новые попытки возобновить “партнерские отношения” с Турцией, поэтому сохранится потенциальная опасность нового обострения отношений между Турцией и РФ. В случае ухудшения экономического положения в стране и обострения внутриполитической ситуации Анкара может пойти на сделку с Вашингтоном и разорвать все договоренности с Москвой. Причина такого поворота в политике могут стать и президентские выборы в Турции. Для России также сохранится потенциальная опасность вооруженного столкновения в Сирии с Турцией.
Военно-политическая обстановка в Азии будет носить сложный и противоречивый характер. Невзирая на огромный объем двусторонних торгово-экономических связей между Китаем и США, американо-китайское соперничество останется главным фактором, определяющим развитие военно-политической обстановки в Северо-Восточной Азии, и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также продолжится противостояние сторон: Китай–США и КНДР–США, Южная Корея, Япония.
США и Китай продолжат демонстрацию собственных военных возможностей в Южно-Китайском море и рядом с Тайванем, что будет негативно влиять на состояние военной безопасности в Северо-Восточной Азии. Китай продолжит ускоренное наращивание военного потенциала страны и боевого потенциала своих вооруженных сил. Для усиления давления на Китай, США продолжат поддерживать протестные настроения в Гонконге, Синьцзяне и на Тайване. США может расширить военно-техническое сотрудничество с Тайванем и нарастить поставки крупных партий современных вооружений. В регионе продолжится формирование политики расширения сотрудничества с НАТО (Япония, Южная Корея, Австралия, -«азиатская версия НАТО»). Военный конфликт между США и Китаем маловероятен, однако возможность его развязывания будет возрастать параллельно с ростом военной мощи Китая. Очаг напряженности на Корейском полуострове сохранится и продолжит оказывать периодическое дестабилизирующее влияние на состояние военно-политической обстановки в регионе. Можно предположить, что полноценный политический диалог между США и КНДР не будет восстановлен. Дестабилизирующим фактором останутся территориальные претензии ряда стран к соседним (Япония–Россия, Япония–Южная Корея, Япония–Китай) и вопрос Тайваня.
В Центральной и Средней Азии существенно нарастают военные опасности и военные угрозы России, Казахстану и Киргизии. Это связано с активизацией деятельности движения “Талибан” не только в Афганистане, но и в соседних странах, проповедующих политику радикального ислама, действующих на территориях постсоветских республик.
США продолжат проводить политику влияния на страны Центральной Азии. При этом успех такой деятельности во многом будет зависеть от последствий вывода контингента американских войск с территории Афганистана и прихода к власти движения “Талибан”. Высокий уровень вооруженного насилия в стране сохранится. Нельзя исключать, что пришедшие к власти в Афганистане исламисты, в дальнейшем попытаются дестабилизировать обстановку в центрально-азиатских государствах. Также сохранится вероятность вооруженных конфликтов на территории среднеазиатских государств.
Таким образом, состояние современной военно-политической обстановки свидетельствует о вероятности развязывания и углубления кризисов. Одновременно усиливается фактор неопределенности, обусловленный отсутствием у большинства государств единого видения будущего мирового развития. Будем надееться, что при критических развитиях военно-политических процессов, дело не дойдет ядерного фактора.