Categories։

Армения – лишь территория

В связи с капитуляцией Никола Пашиняна в Арцахской войне, Арменией, Азербайджаном и Россией был актуализирован вопрос разблокирования бездействующих коммуникаций в регионе. Для решения этого вопроса была создана комиссия из представителей правительств трех стран, которая в январе приступила к работе. Ереван выступает за разблокирование всех бездействующих направлений, но наших «азербайджанских партнеров» интересует лишь восстановление движения по Мегри – между Нахичеванью и собственно территорией Азербайджана.

Для Армении же данный маршрут не представляет особой ценности, другие направления более значимы и приоритетны для нашей страны. Весь вопрос в том, сможем ли отстоять наш интерес в таком вопросе, где завязаны интересы всех стран региона.

Движение по мегринскому коридору выгодно Армении лишь в экономическом плане, за транзит грузов по этому маршруту можно получать доходы. Однако всего 40-километровый участок транзита серьезных дивидендов Армении не сулит. Даже с учетом того, что Турция построит железную дорогу в Нахичеван, и мегринский участок будет использоваться для транзита грузов между Азербайджаном и Турцией, перспективы от данного маршрута у Армении не сильные.

Если мегринский участок нам преподносится как возможность выхода армянских грузов на российский рынок по территории Азерьбайджана, то отметим, что и сегодня такая возможность существует. Железнодорожный маршрут Ереван-Тбилиси-Баку с выходом на Россию существует и сегодня, но Баку доступа нам к данному маршруту не даст. С чего бы?

Сегодня Азербайджан форсирует тему разблокироваки коммуникаций, так сказать, в пакетном варианте – одновременное возобновление движения по всем направлениям. То есть пока мегринский участок, а также часть путей в Азербайджане не будет достроена (на это уйдет не один год), доступ к другим коммуникациям Армении не светит.

Другое дело – использование территории Нахичевана для транзита грузов между Арменией и Ираном. Для реализации этого проекта необходимо достроить 500-600 метров железнодорожных путей от Ерасха до нахичеванского Садарака. Этот маршрут может связать иранские порты в Персидском заливе с черноморскими портами в Грузии. Потребность подобного маршрута довольно высока, а в случае разблокирования движения по Абхазской железной дороге и вовсе может превратить этот маршрут самый интенсивный в нашем регионе.

На днях парламент Абхазии обратился к России с соответствующим предложением, и вообще этот вопрос актуализировался в российском медиапространстве. Очевидно, что Москве крайне выгодна эксплуатация данного маршрута, поскольку тем самым открываются уникальные возможности для грузооборота по коридору Север-Юг.

Определенные сигналы мы получаем и из Тегерана. Эта тема наряду с гарантиями сохранения Сюникской области за Арменией была ключевой в ходе недавнего регионального турне (Армения, Азербайджан, Грузия, Россия) министра иностранных дел Ирана Мохаммада Зарифа. То есть, Иран ищет гарантии сохранения границы с Арменией и возможности выхода через Нахичеван и Армению на север. По сути, этот коридор может стать альтернативой даже Суэцкому каналу в деле товарооборота между странами Персидского залива и Индийского океана с северной частью Евразии. Кроме того, он умаляет значение железной дороги Казвин-Решт-Астара между Азербайджаном и Ираном, строительство которого стороны никак не могут завершить.

Таким образом, Армения и Грузия могут встроиться в довольно перспективный транспортный коридор Север-Юг с неограниченным потенциалом грузопотока. В данном маршруте кроме наших республик сильно заинтересованы Иран и Россия. В этом кроется единственная возможность его реализации, поскольку ни Армения, ни тем более Грузия не обладают политическими, дипломатическими и экономическими возможностями переговоров с Азербайджаном с точки зрения получения выгоды для себя.

Таким образом, ключевым для Армении должна быть перспектива выхода через Нахичеван в Иран. Это обеспечит ежегодный транзит миллионов тонн грузов от Ерасха до Айрума и соответствующие дивиденды в виде налогов в госбюджет и развития экономики на железнодорожном транспорте. Мегринский коридор Армении не нужен в принципе. Буквально ни для чего. С Россией мы связаны железнодорожной сетью через Грузию и Азербайджан. А в случае разблокирования Абхазии для выхода на Россию азербайджанская железная дорога нам не будет нужна вообще (при текущих объемах грузоперевозок).

Без позорной капитуляции у Армении были бы возможности торга с Баку. За два дня наша страна могла бы связаться с Россией по железной дороге, за два месяца мы могли бы получить железнодорожный доступ в Иран. Но в текущей позиции у правительства Армении нет никаких карт на руках. Переговоры ведутся между Россией и Азербайджаном (Турцией) с привлечением Ирана и Грузии. Армения в этом вопросе фигурирует лишь как территория.

Роберт Тер-Аракелян

Categories։

Newsfeed