«Дипломатические представительства РА, исполняя полученную инструкцию, распространяют клевету, порочащую меня», – Давид Шахназарян
Об итогах, достижениях, упущениях, внутренних и внешних вызовах первого года премьерства Никола Пашиняна, а также на другие темы 168.am побеседовал с чрезвычайным и полномочным послом, послом по особым поручениям президента РА в 1992-1995 гг, руководителем СНБ Армении в 1994-1995 гг, депутатом НС РА 1991-1995 и 1995-1999 гг Давидом Шахназаряном.
– Как Вы расцениваете проводимую премьер-министром Николом Пашиняном внутреннюю политику? Удалось ли ему осуществить все те обещания, которые вывели людей на улицы год назад?
– Вот уже год, как в Армении произошла смена власти, однако, нынешние власти не достигли успехов в какой-либо сфере. Более того – во всех сферах наблюдается стагнация. Рост экономики сугубо номинальный, а на самом деле имеется спад, поскольку внешняя торговля и экспорт сократились, то есть, мы теряем внешние рынки. Показатели эмиграции демонстрируют рост, закрываются действующие бизнесы, внешний долг возрос и отток капитала достиг гигантских масштабов. Только объем перечислений физических лиц за границу составил 1 млрд 188 млн долларов. И это речь идет о суммах, покинувших Армению только лишь посредством банковской системы и это гиганская сумма для экономики Армении, то есть – капитал бежит из страны. В первом квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (то есть, до смены власти), прямые инвестиции сократились в 11 раз. Налоговое бремя возросло, а борьба с коррупцией носит исключительно характер избирательности и политических преследований. В частности, значительный сегмент олигархов находится под контролем нынешних властей, а то, что осуществляется в отношении остальных, скорее носит характер незаконного вымогательства – «рэкета».
Было объявлено о том, что нет системной коррупции, однако в реальности не только присутствуют все ее механизмы, но и добавлены новые схемы. Например, супруга премьер-министра создала два так называемых благотворительных фонда, которые заставляют перечислять средства в эти фонды. Деятельность этих фондов не прозрачна и их руководитель – супруга премьер-министра публично заявила, что «похищенные из бюджета средства лучше пусть перечисляют в ее фонды».
В период правления нынешних властей Армения значительно откатилась назад на пути становления как государства. Имеется очевидное отступление от демократии.
Отход назад в сферах защиты прав человека, свободы прессы. Неподчиняющаяся премьер-министру пресса периодически подвергается преследованиям и давлению.
Более, чем вероятно, что после «реформирования» судебной системы будут предприняты конкретные карательные меры против непокорных премьеру средств массовой информации.
Обладая тотальным контролем над законодательной и исполнительной властью, премьер Пашинян теперь пытается полностью подчинить себе систему правосудия и только этой цели будут служить те преобразования судебной системы, которые он уже начал осуществлять.
Отмечу, что в Армении никогда еще не было руководителя, обладающего столь большой личной (именно личной, а не принадлежащей политической силе или группе людей) властью, каковой обладает Пашинян в настоящее время. Исполнительная и законодательная власть находится в его абсолютном подчинении и теперь он пытается то же самое сделать и с судебной властью. Пашинян сам дважы публично заявлял «В Армении нет хотя бы одного судьи, который мог бы сказать мне нет». Сегодня он как раз пытается создать раболепно покорные себе суды.
Действия премьер-министра, уже предпринятые против судебной системы, блокада всех судов Армении по его приказу было грубым нарушением конституционного строя и уголовно наказуемым деянием. Послы стран-членов ЕС в РА, посольство США, председатель Венецианской комиссии, руководители мониторинговой миссии ПАСЕ генеральный секретар СЕ выступили и четко отметили, что весь процесс судебно-правовых реформ должен проводиться в рамках Конституции.
Не произошло абсолютно никаких реформ. Объединение нескольких министерств не имеет ничего общего с системной реформой, более того, полностью подконтрольное премьер-министру НС не только не приняло направленный на реформы закон, но и обсуждаются законопроекты, которые явно обслуживают коррупционные функции и конкретные интересы. В частности, в законопроект о внесении изменений в закон о букмекерских конторах.
В то время, как эксперты Всемирного банка предупредили, что если системные реформы задержатся, будет невозможно достичь каких-либо осязаемых результатов в экономике и социальной сфере, что может стать причиной для очередных потрясений в Армении.
Все это, конечно, делается под шум и прикрытием демократии, в Европе по сей день есть круги, которые, будучи весьма плохо осведомлены о происходящих в Армении как внутриполитических, так и внешнеполитических процессах, считают, что в Армении победа демократии в их представлении.
Конечно, все отмеченные мной пункты, и не только они, следует представить более детально, но в пределах одного интервью, вкратце – вот результаты деятельности премьера в течение одного года во внутренней жизни Армении.
– Имеются ли неудачи в проводимой внешней политике, и вообще, какую внешнеполитическую направленность следует избрать Республике Армении?
– Армения является стратегическим партнером России и должна сохранять и расширять сотрудничество с этой страной, в то же время стремясь к сокращению ассиметрии в этих отношениях и пытаясь как минимум сохранить достигнутый в прошлом уровень взаимного доверия. В то же время, Армения, исходя из своих интересов стратегической и тактической безопасности, попросту обязана проводить взвешенную, многовекторную и активную внешнюю политику, поскольку для нас очень важны отношения с соседями – Грузией и Ираном, а также с США, Евросоюзом, странами-членами Евросоюза и Китаем. Особую значимость имеют отношения и связи Армении с арабскими странами. Прежним властям это все, в какой-то мере удавалось, во всяком случае, имелся ощутимый прогресс. Внешняя политика последнего года – самое уязвимое место нынешних властей, намного уязвимее, чем вышеупомянутые внутреннеполитические оценки, как и неозвученные вопросы.
На первый взгляд кажется, что в настоящее время отношения с Россией нормализовались, однако очевидно, что, как минимум, отсутствует взаимное доверие и правительство Пашиняна не расценивается в Москве как верный партнер. В то же время, в отношениях с Росссией, существенно возросла ассиметрия в ущерб Армении. Возможно также это одна из причин, почему Армения не воспринимается как серьезный партнер.
Армения является членом ОДКБ и ЕАЭС, однако, кроме России, отношения с другими странами-членами, в частности, с Беларусью и Казахстаном, переживают существенный спад, более того – руководители этих стран позволяют себе не слишком уважительную риторику в отношении правительства РА.
В вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта нынешнее правительство совершило серьезнейшие концептуальные ошибки, в результате чего, в частности, существенно возросла опасность разворачивания широкомасштабных наступательных действий со стороны Азербайджана, но это объемистая тема и материал для отдельного разговора.
В отношениях с Грузией, которые имеют для Армении исключительно важное значение, на практике не наблюдается содержательного прогресса. Более того – в ходе визита в Армению президент Грузии выразил недовольство по ряду вопросов. Данные проблемы долгие годы существовали в отношениях Армения-Грузия и всегда обсуждались, но никогда не становились предметом публичного обсуждения.
Отношения с соседним Ираном в настоящее время как минимум оказались в неопределенном состоянии. В ходе визита в Иран Никол Пашинян озвучил ряд важных программ, но не было сделано ни одного практического шага, сегодня эти программы даже не упоминаются. Есть очевидные признаки того, что наши власти не воспринимаются в качестве серьезного партнера также и со стороны Ирана.
Роль Китая в регионе растет и в последнее время в наших отношениях с Китаем наблюдается положительная динамика, однак Армения интересует Пекин в региональном контексте и в условиях неразвивающихся отношений с нашими соседями – Грузией и Ираном мы можем потерять нынешнюю перспективу с Китаем.
Отношения с ЕС, которые имеют для Армении важнейшее значение, по сути являются единственным направлением внешней политики, где есть четкая повестка, но и это наследие прошлых властей – подписанное в 2017 году Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве – СВРП.
Но, несмотря на прозвучавшие со стороны ЕС оптимистичные оценки – на самом деле и данная повестка не в числе первоочередных и не удостаивается достаточно внимания со стороны нынешних властей.
В частности, правительство Пашиняна включить положения из в СВРП в программу правительства на 2019 год, дорожная карта реализации СВРП утверждена с большим опозданием, и то, не через решение парламента или правительства, а решением премьер-министра. Возможно, причина в том, что Пашинян убежден, что его правительство не в состоянии претворить в жизнь вышеупомянутую дорожную карту и он создал возможность для ее изменения одной своей подписью. А переговоры по либерализации виз запаздывают как минимум на один год. Есть и другие многочисленные упущения.
Заметим, что начиная отношения с ЕС визитом в Брюссель, Пашинян заявил, что совершил «бархатную революцию» и что ЕС должен оказать большую финансовую поддержку Армении, на что в ответ из ЕС сообщили, что ЕС содействует не «революциям», а реальным реформам.
В отношениях со странами-членами ЕС не отмечается никакого прогресса. С США нынешнее правительство Армении не может сформировать повестку или предложить повестку Вашингтону. Более того, со времени обретения независимости никогда еще отношения США-Армения не были на столь низком уровне.
Не все гладко и в отношениях с Североатлантическим альянсом (НАТО), и это очевидно, в частности, также в плане участия в совместных учениях.
Подводя итог, в качестве общей оценки, могу сказать, что нынешние власти как во внутренней, так и во внешней политике руководствуются своей «революционной» повесткой, которую не только применяют внутри страны, но и пытаются ввезти ее в Россию и Европу, что является самой большой ошибкой.
Хотя Пашинян и заявил, что он не исповедует никакой идеологии и, что время изм-ов прошло, однако он пытается превратить Армению в государство, идеологизированное на самом факте «революции», поскольку эта «революция» пока не имеет никакого содержания, и проводит достойную порицания идеологизированную внешнюю политику. Например, будучи идеологизированной страной, Советский Союз проводил ярко выраженную весьма прагматичную внешнюю политику. И во внутренних вуступлениях и на международных площадках власти Армении не представляют свое видение внешней политики и безопасности, вместо этого посвящая себя рекламе «бархатной революции», что неинтересно международным партнерам и не является основанием для углубления отношений. А на последнем съезде ГД руководство Армении заявило, что «Армения сегодня в мире является бастионом свободы и демократии, да – не США, да – не Европа, и от того, достигнет ли успеха армянская демократия, ответом на этот вопрос в большой степени обусловлен успех демократии во всем мире». Во-первых, как я уже отмечал, на самом деле в Армении наблюдается регресс в плане свобод и демократии и во-вторых – многие страны могут эти слова попросту воспринять как оскорбление.
Важнейшая составляющая безопасности РА – по меньшей мере не менее важная, чем вооруженные силы РА, это внешняя политика, и в реальности она требует немалых усилий, профессионализма, последовательности, наибольшей практичности и ресурсов, а не превращения «бархатной революции» во внешнеполитическую повестку.
– Как известно, недавно, по приглашению руководства Московского Государственного Института Международных Отношений (МГИМО) Вы выступили на тему «Внешняя политика Армении и проблема Нагорного Карабаха», после чего в прессе появились публикации, в которых, в частности, отмечалось, что Вы на том мериприятии в МГИМО призвали власти России выступить против Пашиняна. В беседе с 168.am Вы категорически опровергли эти сообщения и отметили, что эта клевета направлялась непосредственно со стороны премьер-министра Пашиняна. Также имеется опровержение проректора МГИМО Евгения Кожокина. Что скажете по этому поводу?
– Да, я получил приглашение руководства МГИМО и вуступил там 24 мая. После этого, подконтрольная Пашиняну пресса распространила ту клевету, о которой говорилось выше. Разумеется, на мое опровержение не поледовало никакой реакции, однако и после этого, продолжается их деятельность, направленная против меня. Согласно поступившей инструкции, представительтсва РА в Брюсселе, столицах стран-членов ЕС, а также на Украине и в Грузии распространяют клевету обо мне.
Хотелось бы еще раз повторить, что эти распространяемые властями сообщения не соответствуют действительности и являются абсолютной клеветой, которую, как вы отметили, публично опроверг также проректор МГИМО Евгений Кожокин проводивший то самое обсуждение. Помимо прочего, это было бы нарушением законов РА, поскольку обращение с подобными призывами к каким-либо внешним силам является уголовно наказуемым деянием. А самое важное это то, что это для меня недопустимо в моральном плане и в ходе всей моей политической деятельности не только не делал ничего подобного и даже в голову ничего такого не приходило, но и всегда осуждал подобные попытки. Это клевета, направленная против политических противников и это стиль работы Пашиняна и его приближенных, поскольку, не имея контраргументов по тем же вопросам внешней политики, а я детально представил факты о том, какие концептуальные ошибки, упущение допускаются в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, насколько большая цепь потерь имела место, но так и не получил какого-либо содержательного ответа, теперь они пытаются действовать по иному.
Как я уже отмечал, в Европе есть круги, плохо осведомленные относительно нашей внутренней и внешней политики, которые ошибочно считают, что в Армении происходят демократические процессы. Еще раз подчеркну, что внутриполитические проблемы являются исключительно нашим делом и пусть какие бы то ни было внешние силы не вмешиваются в наши внутренние проблемы и внутреннюю повестку.