Россия больше не сможет лавировать между Арменией и Азербайджаном. eadaily.com

В последнее время из Закавказья приходят не самые хорошие новости, связанные с карабахским конфликтом и политикой России в регионе. Эти новости свидетельствуют о коренном переломе в политике России в Закавказье.

На фоне определённой отстранённости властей Армении от судьбы Карабаха 4 ноября главой правительства непризнанной Нагорно-Карабахской Республики стал бывший гражданин России бизнесмен Рубен Варданян. Данное событие послужило поводом для продолжения антироссийской информационной кампании в Азербайджане. Азербайджанские СМИ стали утверждать, что якобы за переездом в закавказский регион и участием Варданяна в карабахской политике стоит Россия. Чуть ранее СМИ Азербайджана обвиняли Варданяна и командующего российскими миротворцами в Карабахе Андрея Волкова в организации 30 октября митинга в Степанакерте в поддержку независимости Нагорно-Карабахской Республики. Митинг этот совпал с внеочередным заседанием парламента непризнанной республики, по итогам которого было объявлено, что карабахские армяне не собираются жить в составе Азербайджана и видят своё будущее в качестве независимого государства.

Наконец, азербайджанские СМИ обвинили российских миротворцев в поставках оружия по Лачинскому коридору карабахским армянам. И хотя данное обвинение успел опровергнуть министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян, всё равно нельзя отрицать очевидную вещь: отношения России с Азербайджаном и Арменией переживают переломный момент.

Чтобы объяснить причины, по которым Россия пришла к нынешним взаимоотношениям с двумя сторонами карабахского конфликта, нужно оглянуться назад — во времена, когда Азербайджан и Армения обретали независимость от Советского Союза. О внешнеполитических приоритетах двух закавказских государств кое-что можно почерпнуть из деклараций о независимости. Так, в конституционном акте о восстановлении независимости Азербайджанской Республики, принятом 18 октября 1991 года, уже в самом начале читаем:

«28 мая 1918 года Национальный Совет Азербайджана принял Декларацию о независимости, возобновив тем самым многовековые традиции государственности азербайджанского народа. Азербайджанская Республика, обладая на своей территории всей полнотой государственной власти, проводила самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Были созданы и функционировали присущие самостоятельному государству институты — парламент, правительство, армия, финансовая система Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика была признана многими иностранными государствами и установила с ними дипломатические отношения. Но 27—28 апреля 1920 года РСФСР, грубо поправ международные правовые нормы, без объявления войны ввела в Азербайджан части своих вооружённых сил, оккупировала территорию суверенной Азербайджанской Республики, насильственно свергла законно избранные органы власти и положила конец независимости, достигнутой ценой огромных жертв азербайджанского народа. Вслед за этим Азербайджан, так же как и в 1806—1828 годах, вновь аннексирован Россией. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года был призван закрепить эту аннексию. В дальнейшем на протяжении 70 лет против Азербайджанской Республики проводилась политика колониализма, беспощадно эксплуатировались природные ресурсы Азербайджана и растаскивались его национальные богатства, азербайджанский народ подвергался преследованиям и репрессиям, попиралось его национальное достоинство. Несмотря на это, азербайджанский народ продолжал свою борьбу за государственную независимость. Её итогом стало принятие Верховным Советом Азербайджанской Республики 30 августа 1991 года Декларации „О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики“».

То есть мы видим, что в 1991 году в Азербайджане считали врагом и Российскую империю, и Советский Союз. Получается, что для азербайджанских националистов по степени неприятия Россия оказалась даже хуже, чем армяне. Об этом же чётко написано и в первой статье данного конституционного акта:

«Вторжение 27—28 апреля 1920 года 11-й армии РСФСР в Азербайджан, аннексия территории республики, свержение Азербайджанской Демократической Республики — субъекта международного права являются оккупацией Россией независимого Азербайджана».
Что касается Азербайджанской Демократической Республики, то это государство сразу же стало союзником Османской империи и проводило враждебную политику по отношению к России, так как пыталось добиться отделения Северного Кавказа. АДР одинаково враждебно относилась и к Белому движению, и к красным. После поражения Османской империи в Первой мировой войне АДР стала союзником Великобритании. То есть неприятие России в современном Азербайджане органично связано с традициями АДР.

А что же с визави Азербайджана по карабахскому конфликту? 23 августа 1990 года была принята декларация о независимости Армении, в преамбуле к которой вообще не была упомянута Россия:

«Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года „О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха“, развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества…»
Здесь нужно пояснить два важных момента. Во-первых, появившаяся в 1918 году Армения была во враждебных отношениях только с красными. Несмотря на то, что многие представители элиты и интеллигенции ориентировались на страны Антанты, большая часть населения Армении и её власти поддерживали Белое движение. Во-вторых, заметно, что, несмотря на претензии к коммунистам из-за передачи Карабаха и Нахичевани в состав Азербайджанской ССР и советско-турецкое сотрудничество в 1920-е годы, Армения в своей декларации о независимости постаралась не делать резких выпадов в адрес России, как это сделали в Азербайджане. И это при том, что армянская диаспора в странах Запада ненавидела Советский Союз.

Правда, было бы ложью утверждать, что в декларации о независимости Армении отсутствуют выпады в адрес других государств. Выпад имеется в статье 11, но только не в адрес Российской империи или Советского Союза, а государства, которое на тот момент не только состояло в НАТО, но и являлось союзником США и Франции:

«Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».
С Нагорным Карабахом всё обстоит ещё проще. Так, в декларации о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики, принятой 2 сентября 1991 года, утверждалось:

«Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов всех уровней, выражая волю народа, закреплённую фактически проведённым референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумяновского района в 1988—1991 гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и добрососедству; констатируя провозглашение Азербайджанской Республикой „восстановления государственной независимости 1918—1920гг.“, учитывая, что проводимая в Азербайджане политика апартеида и дискриминации создала в республике атмосферу ненависти и нетерпимости к армянскому народу, приведшую к вооружённым столкновениям, человеческим жертвам, массовой депортации жителей мирных армянских сёл; основываясь на действующей Конституции и законах Союза ССР, предоставляющих народам автономных образований и компактно проживающим национальным группам право на самостоятельное решение вопроса о своём государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР; считая стремление армянского народа к воссоединению естественным и соответствующим нормам международного права; стремясь к восстановлению добрососедских отношений между армянским и азербайджанским народами на основе взаимного уважения прав друг друга…»
То есть мы видим, что карабахские армяне даже в 1991 году больше всего винили в происходившем не Москву, а власти Азербайджанской ССР. В декларации о провозглашении государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики, принятой 6 января 1992 года, в преамбуле тоже отсутствуют антироссийские мотивы:

«Исходя из неотъемлемого права народов на самоопределение, основываясь на волеизъявлении народа Нагорно-Карабахской Республики, выраженном путём состоявшегося 10 декабря 1991 года Республиканского референдума, осознавая ответственность за судьбу исторической Родины; подтверждая верность принципам Декларации о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики от 2 сентября 1991 года; стремясь к нормализации отношений между армянскими и азербайджанскими народами; желая защитить население НКР от агрессии и угрозы физического уничтожения; развивая опыт независимого народного самоуправления Нагорного Карабаха 1918—1920 годов; выражая готовность к установлению равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами и содружествами государств; уважая и следуя принципам Всеобщей Декларации прав человека Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, заключительного документа Венской встречи стран — участниц Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, других общепризнанных норм международного права…».

Тем не менее, несмотря на такую бросающуюся разницу в формулировках, Россия хоть и неуклюже, но пыталась все эти годы делать вид, что можно одновременно быть хорошей и для Армении, и для Азербайджана. Российское общество как будто бы считало контакты президента Абульфаза Эльчибея с Джохаром Дудаевым, а также участие азербайджанских граждан в первой чеченской войне на стороне Ичкерии издержками национального созревания Азербайджана. Даже тот факт, что именно выходец из партноменклатуры Гейдар Алиев, а не «солдат Ататюрка» Эльчибей выдвинул лозунг «Одна нация — два государства» ради сближения с Турцией, как будто бы не смутил Россию.

Но более парадоксальными являются попытки ввести в заблуждение российскую аудиторию рассказами о том, что-де нельзя терять Азербайджан, который может переориентироваться на Запад и Турцию. По сути же, стращать Россию политической и экономической переориентацией Баку на других игроков просто бессмысленно, потому что это произошло ещё в 1990-е годы при Алиеве-старшем, заключившем с 11 нефтяными компаниями соглашение о разделе продукции в 1994 году. Большинство участников данного соглашения — это западные компании. Участвовавшая в соглашении российская компания «Лукойл» в 2000 году вышла из соглашения. То есть экономически США, Европейский союз и Великобритания важнее для Баку, чем северный сосед. С политической же точки зрения Азербайджану не интересны и не нужны мало-мальски серьёзные проекты с Россией (СНГ к таковым нельзя отнести). Зато участием в откровенно антироссийском ГУАМе Азербайджан вовсю отметился.

Не менее интересным является и то, что даже при Ильхаме Алиеве Азербайджан продолжил сотрудничество с Татарстаном — бастионом российского этнофедерализма, причём 18 сентября 2020 года Алиев-младший поздравил Рустама Минниханова с переизбранием на должность президента Татарстана (сейчас президента заменили на главу, но СМИ республики этого «не заметили»). Возможно, что из-за близких связей Баку и Казанского кремля в 2017—2018 гг. в Азербайджане поддерживали татарских этнократов, стремившихся сохранить обязательное изучение татарского языка для всех школьников, независимо от национальности.

Тем не менее вплоть до второй карабахской войны 2020 года в России старались себя убедить в том, что Азербайджан выберет такую модель внешней политики, при которой братство с Турцией не помешает добрососедским отношениям с Россией. К сожалению, эти надежды очень быстро развеялись, так как сразу после победы в Карабахе жители Азербайджана стали предвкушать в соцсетях и СМИ момент, когда «Байрактары» будут убивать «сепаратистов» из Донецкой и Луганской народных республик.

Однако даже при таких условиях Москва не сдавалась. Поэтому 22 февраля 2022 года президент России Владимир Путин подписал с Алиевым Декларацию о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Увы, сразу после начала спецоперации на Украине, начавшейся 24 февраля, провластные и оппозиционные СМИ закавказской республики заняли агрессивно-враждебную позицию в отношении северного соседа, из-за чего в России были заблокированы сайты многих азербайджанских СМИ. Характерно и то, что подавляющее большинство жителей Азербайджана тоже стали вовсю поддерживать Киев, а не Москву, причём ради этого они даже стали ставить в аккаунтах в социальных сетях флаги Украины. Число тех, кто поддержал Россию, оказалось невелико. И это при том, что против Украины также сражаются азербайджанцы, являющиеся гражданами России.

Но вместо того, чтобы хотя бы ради приличия занять нейтральную позицию, в Азербайджане решили полностью поддерживать режим Владимира Зеленского и азербайджанскую диаспору Украины. Дело дошло до того, что телеканал Baku TV в репортаже о «Мусульманском корпусе — Кавказ» не смутила нашивка с ичкерийской символикой у одного из боевиков (см. Украина привлекает тюркских националистов для борьбы с Россией). Впрочем, что такое пиар мусульманского подразделения по сравнению с информацией о возможных поставках Азербайджаном авиационных бомб для Украины!

Предпоследним актом, испортившим отношения Москвы и Баку, стала информация западных СМИ о поставках Ираном России беспилотников, эффективно применяющихся на Украине. Эта информация совпала с антиправительственными протестами в Иране, в ходе которых азербайджанские СМИ стали муссировать тему тяжкой участи иранских азербайджанцев и вовсю агитировать за образование независимого Южного Азербайджана. В итоге сейчас азербайджанские СМИ одновременно кишат антироссийской, антииранской и антиармянской пропагандой. Это свидетельствует о том, что Алиев-младший фактически реализует задумки Эльчибея, бредившего об объединении Северного и Южного Азербайджана. То есть провластная пропаганда в Азербайджане фактически совпадает с лозунгом радикалов «Русские, персы, армяне — враги Азербайджана!».

Обычно последними доводами в пользу тесного сотрудничества России с Азербайджаном называют транспортные коммуникации и вооружения. Однако в последнее время и в этих сферах наметился разрыв между двумя странами, так как для Азербайджана приоритетом является не коридор Север — Юг, а проходящий по территории Армении «Зангезурский коридор», который позволит обойти Россию с Ираном и наладить прямую связь с Нахичеванью и Турцией. Что касается вооружения, то Азербайджан давно переориентировался на Турцию и Израиль. Неслучайно 25 октября в ходе визита в Турцию министр обороны Азербайджана Закир Гасанов заявил о внедрении в азербайджанской армии «турецкой модели». Так что Россию и Азербайджан на данный момент мало что связывает. А уж продвигавшаяся несколько лет назад концепция геополитической оси Москва — Баку — Анкара оказалась утопической и не имеющей отношения к реальной жизни.

А что же с Арменией? В последние годы заметно охлаждение между Москвой и Ереваном. Помимо контактов России с Турцией и Азербайджаном, в последнее время в Армении прозападные круги стали пропагандировать исторические бредни с целью окончательно развести в разные стороны Москву и Ереван. Так, армянские евроатлантисты стали утверждать, что, оказывается, русские и турки — это… братские народы. Прохвосты, распространяющие этот бред, пользуются падением культурного уровня людей, не знающих, что первое прямое военное столкновение между Россией и Османской империей произошло в 1569 году, когда турки-османы предприняли поход на Астрахань. Более того, Россия часто воевала с Османской империей ещё до появления в Закавказье — в 1676—1681, 1686—1699, 1710—1713, 1735—1739 и 1768—1774 годах.

Что касается современных реалий, то, потеряв Азербайджан, России нужно активнее действовать в Армении. Вместо утопической оси Москва — Баку — Анкара нужна соответствующая реальной политике ось Москва — Ереван — Тегеран. Во всяком случае, российско-иранское сближение, открытие иранского консульства в Капане и намерение Армении открыть консульство в иранском Тебризе в 2023 году логично вписываются в формирование подобной оси. При этом планы Армении открыть дипломатическое представительство на Кипре не противоречат интересам России. Армении важно заручиться поддержкой Кипра, у которого продолжается хронический конфликт с Турцией. Несмотря на то, что Кипр, будучи членом ЕС, попал в список стран, недружественных России, развитие отношений между Ереваном и Никосией в настоящий момент будет иметь иное значение, чем в 2020 году. Почему? Потому что Франция, Греция и Кипр, являющиеся иллюзорными альтернативами для Армении, понесут экономические потери от конфронтации с Россией, начавшейся 24 февраля. А поскольку благополучие стран Европейского союза во многом формировалось благодаря экономическим отношениям с Россией, то столь любимая армянскими евроатлантистами Франция предстанет не в виде райского уголка, а в виде обычной страны, теряющей влияние в своих бывших колониях в Африке (это одна из причин нынешней вражды Парижа и Москвы). Конечно, Франция, Греция и Кипр теоретически могут что-то предпринять против Турции и Азербайджана, однако сильно рассчитывать на них не стоит.

Иное дело Индия, у которой имеются прекрасные данные для присоединения к оси Москва — Ереван — Тегеран: хорошие отношения со всеми тремя странами и хроническая вражда с Пакистаном — союзником Турции и Азербайджана. Если Армения действительно решит оснастить армию индийским оружием, то это будет более разумным шагом, чем упование на Францию.

Что касается карабахского конфликта, то здесь стоит отметить одну важную деталь: пытаясь привлечь российское общество на свою сторону, представители Армении и Нагорного Карабаха зачастую готовы поддержать позицию России по другим конфликтам, происходящим на постсоветском пространстве. Так, 22 февраля 2022 года президент Нагорно-Карабахской Республики Араик Арутюнян приветствовал признание Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик. Логика Арутюняна в данном случае понятна: если Россия защитит русское население бывшей Украины и выстоит в противостоянии с США, Великобританией и Европейским союзом, то она сможет увереннее вести переговоры с Баку и Анкарой, в том числе и по карабахской проблематике. К тому же, с точки зрения НКР, логично поддерживать Москву, а не Киев, так как все эти годы Украина поддерживала Азербайджан в карабахском конфликте, а боевики УНА-УНСО (организация запрещена в РФ), составившие костяк «Правого сектора» (организация запрещена в РФ), сражались против карабахских армян ещё в начале 1990-х годов. Собственно говоря, именно поэтому даже в нынешней Армении процент тех, кто поддерживает российскую спецоперацию, выше аналогичного показателя в Азербайджане.

Все эти моменты очень важны, так как представители Азербайджана, пытавшиеся привлечь россиян на свою сторону в карабахском конфликте, как правило, жёстко стояли за территориальную целостность Молдавии, Грузии и Украины. На Кипр данный принцип азербайджанскими законниками не распространяется. То есть речь идёт не о соблюдении законности, а о неприятии России. В таком случае в Баку не стоит обижаться на то, что Россия поддерживает право карабахских армян жить на своей земле. Да и с какой стати при нынешней недружественной политике Азербайджана Москва должна таскать каштаны из армянского огня для официального Баку? А о том, как не позволить Азербайджану и Турции разыгрывать исламскую карту против России, Армении и Ирана, мы поговорим в другой раз.

Петр Македонцев

eadaily.com

Newsfeed