“И сегодня Азербайджан тратит миллионы на пропаганду армяноненавистничества”. Анна ТЕРКОТТ-АСТВАЦАТУРЯН
Гость “Review” – американская писательница, юрист и общественный деятель, наша соотечественница Анна ТЕРКОТТ-АСТВАЦАТУРЯН. Ее книга «Никуда: история изгнания» – взгляд девочки-беженки на зверства азербайджанцев по отношению к армянскому населению Баку, многообразно проявившиеся в ходе армянских погромов в Азербайджане в 1988-1992 гг.
В мае 2017 года книга была опубликована на русском языке. Поводом к нынешнему визиту Анны Теркотт в Ереван стала презентация перевода книги “Никуда: история изгнания” на армянский язык, осуществленного по инициативе и на средства Издательского дома NewMag
После бакинских событий Анна Теркотт-Аствацатурян вместе с семьей была вынуждена обосноваться в США в статусе беженки. В 2015 г. она была избрана членом Городского Совета Вестбрука, штат Мэйн, внесла решающий вклад в принятие резолюции Штата Мэйн, признающей независимость Нагорно-Карабахской Республики. Активно пишет и выступает с докладами и лекциями на тему погромов армян и политики армяноненавистничества в Азербайджане в контексте прав человека и международного права по всем Соединенным Штатам, в том числе в Конгрессе США и Европейском парламенте. Теркотт-Аствацатурян награждена Почетной Медалью “Мхитар Гош” Республики Армения и Медалью Благодарности Арцаха.
«Мы изначально не планировали переводить книгу на армянский, потому что думали, что в Армении все знают нашу историю. Но в результате общения со многими молодыми людьми я поняла, что мало кто из молодежи знает об этих событиях. Именно поэтому было решено перевести книгу и на армянский язык. Для меня это стало очень важно, особенно после войны. Ведь после войны в Арцахе дети, живущие там, страдали так же, как я много лет назад страдала в Баку», – говорила Анна Теркотт.
Дед писательницы спасся от турецкого ятагана в 1915 г., во время Геноцида армян в Османской империи. Через 75 лет ее семья снова спасалась от этого “ятагана” уже в Баку. На вопрос что это – генетическая ненависть к армянам или результат 100 с лишним лет не прекращающейся пропаганды, гость студии ответила: “Антиармянские настроения и армянофобия в Азербайджане – явления не новые. Армяне Баку всегда «знали свое место». Особенно это армяноненавистничество ощущуалось в регионах, в деревнях. Там армяне во время поездки на поезде сажали детей у окна, а сами садились с краю, поскольку бывали случаи, когда какой-нибудь азербайджанец, проходя мимо, мог пырнуть армянского ребенка ножом. Не знаю, заложено ли у них это в генах или нет, но и сегодня правительство азербайджана тратит безумные деньги на расчеловечивание образа армянина и пропаганду арменофобии”.
Анна Теркотт-Аствацатурян рассказала о многочисленных угрозах, поступающих в ее адрес с тех пор, как в Вашингтоне она опубликовала свою книгу на английском языке. «Меня взбесило то, что, будучи американкой, в какой-то момент я почувствовала тот прежний страх. Конфликт, который разрушил мое детство, продолжается. Я посвятила себя этому делу, рассказываю всем о судьбе бакинских армян, я это делаю и вижу, что это помогает», – отметила она.
В фокусе беседы оказалась и тема Диасопры. “Дело не только в том, что после войны Диаспора разочарована и растеряна – это я ощущуаю и в контексте собственной деятельности. Главное, что направление, вектор, по которому должна работать связь Армения-Диаспора, все-таки необходимо получать из Армении. А сегодня этого не происходит”, – заметила Анна Теркотт.
Она также рассказала о созданном ею фонде “Серь, Арцах” – “Любовь – Арцах”, деятельность которого направлена, в частности, на помощь детям, сегодня рождающимся в Арцахе, и их матерям. “Эти героические люди остались на своей земле, и мы должны сделать все, чтобы они на ней остались, начали видеть будушее. А будущее – это дети. Наш фонд направляет каждой роженице Арцаха такой подарочный набор, необходимый в первые месяцы младенца. Причем все, что в него входит ихготовлено в Армении или Арцахе – это еще и способ поддержать местного производителя. Мне буквально каждый день отправляют фотографии новорожденных из Арцаха. Если еще пару месяцев назад там рождалось порядка 110 детей в месяц, теперь эта цифра достигает уже 160. Для меня это просто счастье!”.
Сона МЕЛОЯН