Наше место в формирующихся геополитических союзах. Армен Геворгян
Идет интенсивное обсуждение новых формул и форматов стратегического регионального сотрудничества. Очень важно увидеть за ними основные устремления и желания всех игроков, а также суметь самим определиться в собственных стратегических представлениях. Глобально относительно нас существуют два течения:
– стремление России укрепиться в регионе своих стратегических национальных интересов и сохранить свои лидирующие позиции,
– стремление вытеснить Россию из этого региона.
Запад – будет стремиться максимально задействовать МГ ОБСЕ, поднимать вопрос статуса Карабаха и целенаправленно формировать антироссийские общественные настроения, то есть стремиться к расшатыванию выгодного для России статус кво в регионе, а также усилению влияния Турции на региональные процессы. Запад получил возможность через свою сеть влияния активно продвигать свою внутреннюю повестку дня в Армении, максимально эффективно формируя и усиливая антироссийские настроения, и через тему мира и разблокировки коммуникаций усилить позиции Турции и максимально нейтрализовать Иран. В этом контексте особого внимания достоин тот факт, что одна из самых радикальных антироссийских партий выигрывает местные выборы в Мегри, где границу охраняют российские пограничники, а основные рабочие места обеспечивает российский капитал.
Западный союз получает уже конкретные очертания в виде США-ЕС-Турция-Израиль, примыкает к ним Грузия в своих основных антироссийских стремлениях. Задача этого союза – вытеснение России из региона и ограничение возможностей Ирана. Эти стремления основываются также на плохо скрываемых желаниях Турции в лице Эрдогана стать не только “смотрящим” в регионе, а также лидером тюркского мира и основным защитником интересов мусульман в мире. Видимые проблемы Турции в отношениях с США, ЕС и Израилем носят ситуативный характер, так как в стратегическом плане они совпадают. На это указывает также недавние обсуждения на Парламентской Ассамблеи НАТО в Лиссабоне.
Этому союзу может противостоять так называемый Восточный Союз, в лице России, Ирана, Индии и Китая. Индия и Китай жизненно заинтересованы в том, чтобы не усиливался бы так называемый мусульманский – тюркский фактор и хотят быть уверенными в стабильном функционировании коммуникаций для обеспечения своих долгосрочных национальных интересов. Не исключается, что на определенном этапе развития событий может сложиться глобальный антитурецкий союз, который может привести к снижению роли Турции в регионе и ограничению ее чрезмерной активности. Мы должны быть готовы и к такому сценарию.
Армению будут пытаться заполучить оба Союза, заманивая различными обещаниями об инвестициях и новых финансовых пакетах, об открывающихся возможностях, гарантиями безопасности, закрыванием глаз на недемократические процессы и др. Но потенциальная цена будет высокой – неполноценность национального суверенитета и отказ от права народа Арцаха на самоопределение. В этих процессах все глобальные игроки будут максимально использовать фактор армянских общин для продвижения своих интересов через влияние на руководство и общественное мнение в Армении. Мы должны быть готовы к большому риску того, что может также наступить глубокий разлад и разобщённость в армянском мире.
Возможные сценарии развития для нас:
1. Израильский вариант, когда весь армянский мир сплотится вокруг идеи полного независимого армянского государства и будет укреплять свою обороноспособность и бороться за свои национальные интересы в противоречивой геополитической среде.
2. Союзное государство, когда Армения становится частью более глубокого интеграционного объединения за счет своего национального суверенитета.
3. “Кавказская Швейцария”, когда сохраняя подчеркнуто нейтральный статус, будет иметь спокойные и бесконфликтные отношения со всеми соседями.
Очень важно осознать, что предстоит сделать жизненно важный выбор перспективы нашего государства и народа. Даже в нынешних условиях мы должны сделать все, чтобы этот выбор был бы нашим, а не той участью, которая отведена нам.
Армен Геворгян