Серж Саргсян: внешние силы не завершили свое дело – они хотят понять, кого из них обманет капитулянт
Наша борьба должна быть не за привлечение людей на нашу сторону. Эта борьба должна быть за то, чтобы поскорее избавиться от этой власти, заявил третий президент Армении Серж Саргсян в воскресенье в Цахкадзоре в ходе встречи с однопартийцами.
“Я ПОМНЮ ВСТРЕЧУ С СОБРАВШИМИСЯ здесь молодыми людьми в политической школе им. Андраника Маргаряна, когда еще в Армении не было этого популизма. И я спокойно пытался объяснить людям, что популизм особенно разрушителен для стран, которые сталкиваются с проблемой безопасности, у которых нет четко сформировавшихся госструктур.
Что я хочу сказать? Мы никогда не были популистами, и я не думаю, что сегодня мы должны делать популистские заявления, поскольку развитие Армении, более того, демократия противопоказаны нынешним властям. И наша борьба должна быть не за привлечение людей на нашу сторону. Эта борьба должна быть за то, чтобы поскорее избавиться от этой власти”, – сказал Саргсян, отметив, что армянская оппозиция в состоянии организовать смену власти, если основные оппозиционные силы поставят перед собой лишь одну эту цель.
“Не нужно ждать, пока их отстранят, и уж потом приходить к власти. В настоящее время вообще не следует думать о приходе к власти, я говорю это со всей искренностью. Может, это не так уж вдохновляет нашу партийную молодежь, но этого требуют интересы нашей страны. Я был бы рад, чтобы количество полученных нами голосов было вдвое меньше, чтобы прошли другие оппозиционеры, но чтобы у нас впредь не было такого правительства. Таким должно быть и наше мышление. Лучше, пусть нас будет 100 человек, но мы будем понимать, что есть 1000 людей, каждый должен понимать, что за его спиной стоят 999 воинственно настроенных людей. Таков путь к достижению победы, а не попытки с утра до вечера что-то объяснять людям”, – подчеркнул Саргсян.
По его словам, у внешних игроков абсолютно отсутствует мало-мальски объективное отношение к событиям, происходящим сегодня в Армении.
“Только за то, что в Армении криминализировали якобы оскорбления, а на самом деле жесткую критику в адрес властей, многочисленные международные структуры, начиная с Совета Европы, должны были немедленно отреагировать на происходящее и показать свое отношение. Я уж не говорю об арестах депутатов без согласия парламента, о полном подчинении судебной системы. Если бы мы совершили 10% того, что делают они, то поступило бы штук 10 заявлений по этому поводу. Это молчание говорит о том, что они все еще терпеливо ждут, сбудутся их ожидания или нет. Но у нас нет столько времени, чтобы ждать. Потому что время работает против нас”, – сказал третий президент.
Комментируя по просьбе журналистов вероятность начала войны и отвечая на вопрос о том, чем может обернуться ситуация, при которой Азербайджан продолжает угрожать, а Армения желает мира, Серж Саргсян отметил: “В любых случаях, я убежден, для нас будет найден более или менее приемлемый вариант. А когда мы говорим, что не хотим войны, это вовсе не означает, что мы не будем защищаться, если придут нас резать. Когда ты защищаешься, отрезаешь руку, поднятую над твоим народом, это не война. Уверен, если появится необходимость, мы все будем готовы к этому”.
ВМЕСТЕ С ТЕМ ЛИДЕР РПА считает маловероятной возможность начала новой войны. “Я не думаю, что следующая война вероятна, особенно в обозримом будущем. Возможны какие-то изменения, может, я ошибаюсь, но таково мое мнение. Но то, что происходит сегодня, совсем не похоже на мир. Однако существующие проблемы ни в коем случае не должны заставить нас отчаиваться. Мы будем бороться. Что придется делать при необходимости, если другого пути не будет? Мы используем разные методы борьбы”, – добавил третий президент.
Отвечая на вопрос о том возможно ли введение иранских войск на суверенную территорию Республики Армения на фоне широкомасштабных учений у армяно-азербайджанской границы, он отметил, что не слышал какого-либо официального заявления о введении войск на суверенную территорию Республики Армения.
“Я очень сомневаюсь, что руководство Исламской республики Иран могло сделать подобное заявление, потому что недопустимо. Без приглашения властей Армении, в чем я очень сомневаюсь, это просто невозможно. То, что Иран обеспокоен сложившейся ситуацией, это однозначно. И они имеют на это право, поскольку Армения – одна из немногих стран, связывающих Иран с внешним с миром. И ИРИ заинтересована в том, чтобы в Армении была стабильность, и чтобы в Армении правили национальные силы. Не думаю, что кроме военных учений, дело дойдет до чего-то другого. А военные учения – это нормальный процесс”, – сказал Серж Саргсян.
На вопрос о том, утратили ли внешние силы свой интерес к Армении, он отметил, что внешние силы, приведшие Армению к нынешней тяжелой ситуации, не были однополярными. “Разумеется, нет, они еще не завершили свое дело. На мой взгляд, потому что эти внешние силы не были однополярными. И сейчас они с вниманием следят за тем, кого из них обманет капитулянт. Как только поймут, что обманывает их, они тут же перестанут быть нашими противниками”, – сказал Саргсян.
Говоря о том, сколько времени потребуется для восстановления ВС, он подчеркнул, что Армянскую армию можно восстановить, но для этого потребуется много времени. “2-3 лет недостаточно, тем более, что наши вооруженные силы пока и не восстанавливают, и мой упрек не касается армии, он касается тех лиц, которые, по их мнению, проводят политику по восстановлению, развитию ВС, однако в действительности не знают, как это сделать. И вообще, они за километры далеки от всего этого”, – сказал Саргсян. По его словам, 2 года – это оптимальный срок, чтобы новобранец стал солдатом, а солдат – защитником родины.
“КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О профессиональной армии, они не понимают, что это такое. Профессиональная армия – это отсутствие лиц призывного возраста в вооруженных силах, но это невозможно”, – отметил третий президент, добавив, что, в вопросе восстановления армии сложно будет за три года пройти 30-летний путь. “Вся наша военная техника разбазарена, насколько я знаю. Во всяком случае, публикуемые числа не опровергаются со стороны Минобороны. Это означает, что это правда. И продолжительность восстановления армии зависит также от того, кто будет ее восстанавливать”, – считает Саргсян.
Касаясь Арцахского вопроса, он отметил, что переговоры в рамках Минской группы возобновятся, и основанием для этого служит убывающая жесткость в поведении руководства Азербайджана. “Что касается Минской группы, то, конечно, она действует, во всяком случае, о ее отмене никаких решений не было. И, в то же время, я убежден, что да, в рамках Минской группы переговоры возобновятся, и основанием для этого служит убывающая жесткость в поведении руководства Азербайджана.
Мы все помним, как Алиев нагрубил сопредседателям, заявив, что ему все равно, приедут они или нет – примерно в таком контексте. А теперь он заявляет, что готов к встречам. Но это не может быть гарантией того, что Минская группа решит наш вопрос, если мы будем сохранять инертность, если мы откажемся от своих требований, если нам не удастся еще раз убедить людей, что существование армян Карабаха невозможно в составе Азербайджана”, – заключил Серж Саргсян.