Не только Шуши и Гадрут, но и Квачар с Кашатахом могли без войны остаться нашими. golosarmenii.am
Закрыв безоговорочно страницу Арцаха, власти закрыли и дискуссию по теме, наводнив политическое поле чем угодно, кроме обсуждения истинных масштабов потерь и вариантов их избежания. К сожалению, властям это часто удается. Более того, воинствующая часть их электората обосновывает “всю опасность” перспектив сохранения Арцаха.
ДВЕ ОППОЗИЦИОННЫЕ ФРАКЦИИ ПАРЛАМЕНТА, КОНЕЧНО, по возможности заостряют тему потери Арцаха. Какими бы актуальными ни были ущемление территориальной целостности Армении, укрепление позиций противника в Сюнике, Гегаркунике, Тавуше, понятно, что в основе всего этого именно потеря Арцаха. Однако есть один принципиальный момент, которому, к сожалению, не уделяют должного внимания многие из оппозиции. Непонятно, почему в контексте возвращения утраченных территорий упоминаются только Шуши и Гадрут? Видимо, потому, что они входили в состав НКАО.
Но ведь, согласно расшифрованным в последние полтора года некоторым документам, заявлениям бывших президентов Армении и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, известно, что по меньшей мере с 2011 года на переговорах обсуждалась перспектива возвращения районов по формуле “5+2”, а не 7. Такова была повестка, утвержденная не по предусловию или капризу армянской стороны, и в ее обсуждении участвовал И. Алиев.
Очевидно, что при достижении пакетного варианта урегулирования Армения затягивала бы процесс перехода от промежуточного статуса Арцаха до окончательного, что позволило бы продолжить наш контроль над Карвачаром и Кашатахом.
Лачинский коридор в соответствии с переговорными схемами должен был иметь ширину от 20 до 50 км. Теперь он обозначен в пределах 5 км, а в реальности составляет всего несколько метров. За пределами дороги Горис – Степанакерт безопасность машин с армянскими номерами или граждан Армении не в состоянии обеспечить и российские миротворцы.
Фактически ширина Лачинского коридора – это всего лишь ширина дороги к Степанакерту, не более. Азербайджанские военные пользуются этой дорогой, отслеживают на ней машины с армянскими и иранскими номерами и даже грозятся закрыть ее в любой момент.
НО В ЭТОМ РЯДУ, КОНЕЧНО, ОСОБО УДРУЧАЕТ ПАДЕНИЕ КАРВАЧАРА. Огромный район, удержанный в ходе войны, был потом без единого выстрела сдан Азербайджану. Сам Алиев после 9 ноября 2020 года раза три признался, что “завоевание” Карвачара было его дипломатической удачей, так как по предыдущим переговорным документам данный район не переходил к Азербайджану, а попытка завоевания его военным путем обернулась бы большими потерями для азербайджанской армии.
Говорящие о деоккупации Шуши и Гадрута политические силы и деятели должны равнозначным образом поднимать вопрос возвращения по меньшей мере Карвачара. Района, крайне важного для нас в плане водной безопасности, обеспечения надежной альтернативной связи Арцаха с Арменией.
Возможное возвращение с Шуши и Гадрутом Карвачарского района, а также существенное расширение Лачинского коридора и железная гарантия его безопасности могут приблизить окончательное урегулирование вопроса к предпочтительному довоенному сценарию.
Давид САРКИСЯН