Вараздат Казанчян – основатель современной пластической хирургии
Вараздат Казанчян родился 18 марта 1879 года в Эрзинджане. Он совершил переворот в сфере пластической хирургии. Использование инновационных медицинских технологий для освобождения больных от внешних дефектов и для реконструкции лиц после травм принесло ему популярность еще при жизни. Вараздата Казанчяна помнят, как одного из новаторов этой сферы .
После смерти отца в 1891 г. двенадцатилетний Вараздат нанялся в лавку учетчиком товара. Еще пару лет проработав писарем на центральной почте Самсуна. Он занимался торговлей долгое время, но торговля ему не далась, к тому же вместе со старшим братом он занимался разнообразными патриотическо-революционными кружками, и его особо интересовала освободительная борьба армян.
Вараздату исполнилось 16 лет – опыт жизни минимальный, специальности никакой, плюс постоянная угроза ареста. Все это вынудило его сесть на корабль в Америку, где он поселился в небольшом городке в Массачусетсе, где можно было подработать на кабельном заводе. Он изучал английский язык, это далось ему легко, и тогда он уже смог поступить в специализированное училище “Дантистри” при Гарварде, с дипломом которого он имел право работать помощником зубного врача. Он поступил в Гарвардскую зубоврачебную школу и заявил о себе как о гениальном челюстно-лицевом хирурге. Несмотря на то, что популярность он получил во время первой мировой войны, когда его направили во Францию в составе гарвардской группы ортопедов. Прооперировав более 3000 случаев боевых травм лица, Казанчян приобрел прозвище «Чудо Западного фронта». За его труд, направленное на спасение солдат Антанты король Великобритании Георг V вознаградил Казанчяна орденами Св. Михаила и Св. Георгия [4].
Рис. 2. Орден Святого Михаила и Святого Георгия (Великобритания)
После первой мировой войны он возвратился в Гарвардский университет, с целью закончить образование. Совместно он занимался пластической хирургией, которая тогда только развивался. Он стал первым профессором пластической хирургии Гарвардской медицинской школы. Вараздат Казанчян получил многочисленные награды от своих коллег и профессиональных сообществ, например, Американское общество восстановительной и пластической хирургии.
Вараздат Казанчян окончил Гарвардскую Зубоврачебную Школу в 1905 году и стал специализироваться на верхней челюсти. Через несколько месяцев его пациенты создали ему славу специалиста в области пластической хирургии лица. Он получил специальное приглашение правительства Франции, для работы в госпитале «Янки» в качестве ортопеда. Там он вскоре формировал специализированную клинику, где в течение двух лет прооперировал приблизительно 3000 раненых. Он остался в Европе до конца первой мировой войны и получил прозвище «вундер-хирург» и «чудо Западного фронта».
Рис.3. Вараздат Казанчян
Вараздат Казанчян занимался именно верхней челюстью, никто не понимал, зачем нужно открывать отдельную клинику. Спустя несколько месяцев его пациенты показывали родным и знакомым восстановленный «корпус максиле», создав славу первого специалиста в сфере пластической хирургии лица.
Гарвардский диплом, вселил почтение и уважение работодателям, а самое главное, что за ним стояли мощные и глубокие знания. Казанчян заметил у себя заинтересованность именно к ортопедической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в целом, и только в 1912 году правительство Гарварда назвало его наилучшим врачом в ортопедической стоматологии.
В 1915 году правительство Франции обратилось с просьбой в Гарвардский университет, для того чтобы выбирать группу ортопедов для отправления их в госпиталь, развернутые Антантой в воющей Европе. Казанчян оказался на юге Франции, и работал в госпитале «Янки». Он создал специализированную клинику недалеко от госпиталя, взял туда своих больных. Примерно за два года, совместно с сотрудниками, он оперировал 2,5 тысяч раненых, находился в Европе до 18-го года. Французское правительство, и лично король Англии вручили Казанчяну награды своих государств.
В 1915 году Казанчян создал фонд для Армении и армян. Правительство Франции обратилось за помощью к американским специалистам, так как нужны были лицевые хирурги для лечения солдат первой мировой. Казанчян откликнулся, в числе других, и оказался в военном госпитале почти на линии фронта. Работы было очень много, а имя его прогремело на всю Францию, когда он был вынужден провести операцию сразу двум солдатам, одну за другой, когда главный хирург госпиталя получил смертельное ранение.
За два года Казанчян выполнил выше трех тысяч операций. Кроме клятвы Гиппократа и предписание профессионализма, Казанчяна в его работе мотивировало и формирование армянского легиона в составе войск союзников. Такого легиона, который, как он рассчитывал, принесет освобождение родине. Правительственные премии Франции и Англии не вынудили себя долго ждать, и Казанчян стал светилом европейской и американской медицины.
Рис. 4. Пациенты В. Казанчяна
Англия и Франция не осуществили свой долг по условиям создания армянского легиона, это шокировало Казанчяна до крайности. Он отказался от наград, которые ему вручали, сделал последние операции, уехал обратно в Америку, где его встретили подобающим образом. Американское правительство и Гарвардский университет сделали все, чтобы Казанчян мог усердно работать как в теоретической сфере, так и в практической. Он стал первым американским врачом в области реконструктивно-восстановительной хирургии, по которому получил научную степень.
Таким образом, в 1922–1939 он вернулся в США, работал профессором в сфере челюстно-лицевой хирургии. Он стал первым, кто получил научную степень профессора пластической хирургии в Медицинской школе Гарвардского университета. Казанчян был также первым, кто издал книгу по пластической хирургии в США.
Рис. 4. Вараздат Казанджян во время заседания Ассоциации американских хирургов
С 1925 года он преподавал в Гарварде персональный курс, параллельно работая лечащим врачом-визитером в клиниках различных штатов. В течение пятидесяти лет он набирал трофеи, которые слепленные из гипса копии костей, оставшихся после операций. Все пять тысяч экспонатов периодически демонстрируются в «зале Казанчяна» Гарвардского университета [5].
Вараздат Казанчян умер 19 октября 1974 года в Белмонте (Массачусетс).
За всю свою научно-исследовательскую карьеру он опубликовал по пластической хирургии выше 150 статей. Известный хирург Ара Дарзи (Терзян), член Палаты лордов Великобритании и министр здравоохранения страны, говорил о Казанчяне так: “Я ощутил большую гордость, когда узнал о Казанчяне. В Британии о нем ходят легенды, я мечтал, что когда-нибудь смогу продолжить на должном уровне работу своего соотечественника. Его труды – это библия современной пластической хирургии”. У Зигмунда Фрейда был рак, пострадала челюсть, его оперировал Казанчян. Операция была сделана так, что Зигмунд Фрейд, как только смог после нее разговаривать, сказал в адрес врача одно-единственное слово: “Волшебник”.