Посол Армении: «Родину за деньги не купишь!»

Тигран Мкртчян считает, что мировое сообщество должно более жестко оценить военный конфликт
Казалось, словосочетания «война в Нагорном Карабахе», «обстрел Степанакерта», «беженцы из Сумгаита» – это что-то из прошлого, которое уже никогда не вернется. Но Армения и Азербайджан снова воюют – то ли не смогли договориться, то ли даже не попытались. Поэтому вместо городов и сел руины, а от людей остаются воспоминания и фотоснимки. В интервью с послом Армении в Латвии, Литве и Эстонии Тигранам Мкртчяном, мы предлагаем вам точку зрения об этой войне с армянской стороны.

Кадры хроники как со Второй мировой войны

– Вот уже две недели (разговор состоялся 9 октября) продолжается война в Карабахе. Противоборствующие стороны несут потери, однако информация из зоны боевых действий поступает очень противоречивая. Почему, как считаете?

– В Нагорном Карабахе сейчас происходит агрессия со стороны Азербайджана против Арцаха – Нагорно-Карабахской республики. Карабаху помогает Армения. А Азербайджан всецело поддерживает полностью помогает Турция, плюс – на их сторону привлечены джихадисты из Сирии, а также, по последней информации, из Центральной Азии. Азербайджан с помощью силы хочет завоевать эту территорию силой и использует для этого все средства. Обстреливаются гражданские объекты – детские сады, школы, больницы, церкви – ни для кого и ни для чего не делается исключений. Фотографии из сегодняшнего Степанакерта такие, как будто это хроника Второй мировой войны из разрушенных городов.

– Азербайджан утверждает, что действует на своих международно-признанных территориях.

– И тут же возникает ряд вопросов. Во-первых, Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана – ни в начале века, в 1918 году, ни в 90-х, когда в результате распада СССР Азербайджан стал суверенным, Карабах был вне его контроля. Но даже если руководствоваться риторикой Азербайджана о том, что они бьются за свои города и села, непонятно как можно сравнять все с землей и убивать мирных жителей?

– Вы понимаете, почему это происходит именно сейчас? В чем причина?

– Думаю, что огромную роль здесь играет Турция, ведомая большими неоасманскими амбициями. Политика Турции в Ливии, Сирии, Средиземноморье провалилась, но [президент Реджеп Тайип] Эрдоган, видимо, хочет добиться “успеха” в каком-то другом направлении. Вероятно, Кавказ является для него новым полем боя. Россия занята своими проблемами. В США предстоят выборы и неясно, что будет дальше. Наверное, Эрдоган и [президент Азербайджана Ильхам] Алиев посчитали, что сейчас самое время для активных действий, так как на международной арене наблюдается некий хаос. К тому этой войной турецкий и азербайджанский лидеры отвлекают жителей от внутриполитических проблем.

Ключевые участники войны и мира

– Возникает четкое ощущение, что вы высказываете больше претензий в адрес Турции, нежели Азербайджана.
– Турция – это ключевой участник войны. После вооруженных столкновений между Арменией и Азербайджаном в июле этого года, Азербайджан провел масштабные военные учения с Турцией. После чего ряд военной техники и специалистов остались в Азербайджане – истребители турецких ВВС F-16 продолжали летать в районе Карабаха. Помимо этого, уже летом в Азербайджан, согласно данным спецслужб, начали прибывать исламские боевики из Сирии. Все это выглядело странно и опасно; как мы понимаем, тогда уже начался подготовительный план по организации агрессии в Карабахе.

– Однако Азербайджан отрицает участие исламских боевиков в этом конфликте.

– Азербайджан отрицает все! В то время, когда мы с вами говорим, происходит бомбардировка Степанакерта. Однако Азербайджан это отрицает, говоря, что они стреляют только по военным объектам. Но разве церковь – военный объект? Существует много свидетельств об участии в войне исламских боевиков. Это не только мировые СМИ, но и разведданные иностранных спецслужб. Об этом говорит и президент Франции, и глава Службы внешней разведки России, называющий конкретные имена и организации. Обеспокоенность по поводу джихадистов в Карабахе высказывает и Иран, и США, и Великобритания. Так что Азербайджан может продолжать все отрицать, но факты – упрямая вещь. Кстати, в первой войне, в 1991-1994 году участвовали афганские моджахеды. И сейчас один их тех боевиков заявил, что собирается вернуться и довести то дело до конца.
Исторически сложилось, что и у Армении, и у Азербайджана очень тесные связи с Россией, которая пока ограничивается только призывами к мирному урегулированию конфликта. Может ли она помочь каким-то более активным оборазом?

У России есть полная информация о том, что там происходит. Россия имеет огромное влияние в регионе и, честно говоря, трудно определить на кого больше [на Армению или на Азербайджан]. Сейчас Россия заняла нейтральную позицию и выступает медиатором в конфликте. Но то, что Турция полностью поддерживает Азербайджан, а также участие исламских террористов в войне – не может не волновать Россию. Ведь эта война происходит в непосредственной близи от российской территории – до Дагестана всего около 80 километров. С моей точки зрения, Россия вместе с США и Франции в состоянии остановить это кровопролитие. Для начала, я думаю, со стороны мирового сообщества необходимы более жесткие оценки происходящих событий. Нужно четко показать – кто является агрессором, а кто жертвой. Можно думать также о введении санкций. Мы не можем допустить второй фазы геноцида армян. Говоря «мы», я имею в виду мировое армянство, которое господин Алиев считает врагом №1.
Великая трагедия соседей

На ваш взгляд, как будет развиваться вооруженный конфликт?

Невозможно это предвидеть. Но в одном я уверен стопроцентно: Нагорный Карабах, Арцах, не может стать частью Азербайджана. На этой территории армяне живут несколько тысяч лет. Кстати, эта земля всегда была независимой. Если мы позволим продолжаться этой агрессии, то у наших противников только разыграется аппетит, и они продолжат захватывать другие земли Армении. Этому способствует и звучащая 30 лет пропаганда о том, что Азербайджан – государство великого наследия и земель, на которых ныне расположена Армения. Другая сторона медали – это армянофобия, царящая в Азербайджане и Турции, где эта болезнь длится уже более века. Для них армяне – не люди, а, согласно публичному заявлению Алиева, «как собаки». Это великая трагедия, что наши соседи хотят нас стереть из истории и вообще с лица земли. Но мы древний народ, и мы выстоим. Для армян Карабах – это вопрос жизни и смерти, для Азербайджана – это просто амбиции.

Война – это дорогостоящее мероприятие. Азербайджан открыто заявляет, что оборонный бюджет государства превышает государственный бюджет Армении…
Да, они могут купить оружие, заплатить джихадистам, подкупить каких-то европейских политиков и, возможно, даже некоторых нынешних или бывших руководителей государств. Но этого недостаточно, чтобы иметь претензии на регион, который не является родным для Азербайджана, который появился только в 1918 году. До этого никакого Азербайджана не было. Так что не все можно купить за деньги. Родину за деньги не купишь!

Я думаю, нынешняя агрессия, включающая участие международных террористов, означает, что Азербайджан потерял шансы достигнуть своих целей и захватить Карабах. Карабах может и должен стать независимым государством и получить те же права, которые имели, скажем, Восточный Тимор, Южный Судан, Косово. Прецеденты в мировой практике есть.
Конфликту без малого 30 лет. Почему за эти годы дело о признании независимости Карабаха не сдвинулось?

Всей этой истории уже сто лет. Ведь Карабах был присоединен к советскому Азербайджану в 1921 году нелегитимным решением Сталина. После его смерти жители Карабаха, армяне, сотнями и тысячами писали петиции советскому правительству с просьбой об отсоединении. Но в СССР все национальные вопросы старались не поднимать, а молчание было лучшей стратегией. Следующий призыв о суверенитете прозвучал в 1988 году, но тогда ответ был жестким – погромы в Сумгаити, Баку и Кировобаде. Ну а сразу после распада СССР, когда жители Карабаха на референдуме высказались за независимость, Азербайджан начал полномасштабную войну. С 1991 года мы, армяне, призывали к мирным переговорам и надеялись, что сможем найти компромиссы. Но как мы видим, кровопролитная война авторитаризма против демократии продолжается и сегодня.

Newsfeed