В мутном потоке лжи нужно увидеть правду
Некоторому числу граждан кажется, что просто время…без каких либо значимых усилий личностного характера способно вернуть страну в то состояние, где любовь к родине и защита ее интересов имела для многих понятийно линейный характер.
Т.е. в то прошлое (с 1998г.по 2008г.), где были получены ответы, придерживаясь которых и обеспечивали опережающий рост экономики страны в сравнении с другими государствами региона, и успешно сохраняли государственность и в Армении, и в Нагорно-Карабахской республике.
Уверен, что это заблуждение.
Заблуждение, подтверждённое историей в том числе и бытового характера.
К примеру, если вовремя не обнаружим и не выкинем из погреба одно гнилое яблоко, то потеряем весь в погребе собранный урожай.
Это истина на уровне подкорки мозгов у любого сельского жителя.
Также и в государстве, если хотя бы раз уклоняются от исполнения надлежащих мер по соблюдению национальной безопасности, то получают не устраняемые проблемы по тем же внешним вызовам.
Последнее – напоминание от Марка Аврелия, едва ли не самого успешного правителя Римской Империи.
И эти посылы должны быть понятны каждому.
Вернее любому.
Точнее всем.
И не в объёме познаний достаточных для сдачи школьного экзамена по условно взятому предмету у учительницы, к которой за день до этого “подкатили” родители с дорогим и знаковым подарком.
Нет и ещё раз нет!
Потому что в таком случае мы армяне и в Армении, и в НКР потеряем если не форму, то наверняка параметры существующих государственностей.
И последнее произойдёт не потому что в ход развития человечества вмешались или же вмешиваются климатические изменения и природные катаклизмы, а из-за того, что вызовы множественного характера, которые “стучались” в двери двух армянских государств со дня их провозглашения не исчезли, не исчезают, а продолжают барабанить в те же ворота все так же настырно и настойчиво.
Причем в нашем случае и количество претендентов на наше родное и сердцу близкое, заметно увеличивается.
К примеру, официальный Тбилиси с определённой периодичностью через своих историков или же лиц духовного сана напоминает общественности Южного Кавказа про документы, по которым некогда влиятельное грузинское царство имело признанные соседними Османским Халифатом и Персидской Империей права-претензии на Эриванское, Нахичеванское и Гянджинское ханства.
И это находит своё подтверждение и в том числе:
– и тем, что несмотря на неоднократные заманчивые предложения Баку, грузины никак ни возвращают азербайджанцам знаменитые крепостные ворота г. Гянджы, вывезенные ими в Гератский монастырь Грузии после войны 1142г.,
– и тем, что они раз за разом в публичной сфере устами католикоса-патриарха Ильи предлагают Эчмиадзину передать все права на монастырские комплексы 10 века Ахпата и Санаина в Лорийской области Армении в собственность Грузинской Православной Церкви (ГПЦ).
Ну и конечно нельзя обойти стороной и факт регистрации в Тавушском марзе РА филиала ГПЦ.
И это несмотря на то, что в данном регионе по сегодняшний день не обнаружен ни один гражданин Армении, совершающий богослужение по обряду Грузинской Православной Церкви.
Но это их, как видите, не остановило и не остановит.
Так как разговоры о дружбе хороши за накрытым столом, где вино рекой и здравницы до небес.
А там, где интересы государства, там прежде всего руководствуются принципом:” Своё сохраняй, а для возвращения некогда тебе принадлежавшего создавай опережающие условия.”
Чем собственно грузины на сегодня и заняты.
Так что стрелки на циферблате часов мерно совершающие свой круговорот, одно время года неудержимо заменяют другим, а проблемы… имеющие историю, обнажают и выпячивают.
И соответственно неотвратимо приближают тот день, когда так называемые друзья-соседи попытаются оторвать от нас для них желанное, а нам дорогое.
А самое обидное в наблюдаемом – это попытка определенных сил переформатировать две армянские Республики в субстантивных “доноров”, обреченно ожидающих хирургического раскроя (потери) своих территорий в пользу Грузии и Азербайджана.
И что странно?
С некоторых пор в Армении этому процессу сознательно подыгрывают.
Так 4 июня в рамках 73-й сессии Генассамблеи ООН была принята резолюция:”О статусе вынужденно перемещённых лиц и беженцев из Абхазии и Цхинвальского района Грузии.”
В резолюции осуждаются насильственные демографические изменения в оккупированных регионах Грузии, подтверждается право беженцев на достойное и безопасное возвращение в собственные дома, подчеркивается необходимость уважения и защиты их права собственности.
Не вызывает вопросов грузинское авторство этого документа, и не удивляет соавторство Азербайджана.
Не удивляет, так как представления последних в развязках гуманитарного характера принятого документа абсолютно созвучны их ожиданиям по предполагаемым решениям уже в рамках другого, а именно – Нагорно-Карабахского конфликта.
Так как они считают, что Нагорный Карабах, Абхазия и Цхинвал (Южная Осетия) по типажу – дублирующие аналоги.
А аналоговые проблемы предполагают аналоговые решения.
Удивительно, но это азбучная истина, известная из области математического моделирования, никак ни повлияла на позицию Армении во время голосования этого документа на сессии Генассамблеи ООН.
Представитель Армении присутствовал на сессии, но …. не выразив своё неприятие…. воздержавшись от голосования, выражаясь дипломатическим языком по умолчанию подтвердил, что у официального Еревана по решениям подобных “военно-политических конфигураций” точно такое же аналоговое, как у Грузии с Азербайджаном, представление.
Согласитесь, что это вне здравого смысла, если конечно же исходить из рассуждений, что Армения продолжает настаивать на международно признаваемом иммунитете независимости Нагорному-Карабахской Республики.
А что если нет?!
А что если подобное аналоговое видение изначально было у Пашиняна по Нагорному Карабаху?
И все его словоизложения о необходимости участия в переговорном процессе представителей Арцаха с самого начала предполагали привлечение к переговорам в качестве соразмерных политических фигур “избранных руководителей армянской общины от бывшей НКАО” с “назначенным главой азербайджанской общины НКАО?”
Т.е. с одной стороны, образно говоря, “подкладывая подушку под голову” усыплял, а с другой – расширял базовые формы общественного согласия в Армении по так называемой “высокой степени автономии” Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.
И именно в контексте последней части последнего предложения становится понятной не возбуждение уголовных дел к хулиганствующим фигурантам инцидентов с Театральной площади, связанных с Бако Саакяном и Грантом Маркаряном.
И именно логика подобных рассуждений и объясняет причину, почему под ширмой уголовного на самом то деле проводят политическое преследование второго президента РА Роберта Кочаряна.
Ну и конечно же раскрывают подлинные мотивы целенаправленных наездов Пашиняна на действующую военно-политическую элиту НКР.
С трудом верится…. в случайность происходящего.
Да что там с трудом.
Вообще …. не верится.
И все это на фоне, когда Азербайджан и Грузия уже имеют пошагово согласованные планы на случай военных действий третьей стороны против одной из этих государств (имеется ввиду возможный военный конфликт из-за неурегулированности карабахского вопроса).
К примеру, Грузия под каким либо предлогом на все время возможных военных действий обязана будет закрыть КПП “Верхний Ларс”( 80% грузоперевозок в Армению из России осуществляется по этому маршруту).
Так что, как не уподобляйся страусу и не зарывайся головой в песок, не заметить очевидное – невозможно.
Налицо в регионе высокий уровень военно-политической координации Баку с Тбилиси против и Армении и НКР.
И они при первом же удобном случае постараются сделать то, что у них в “буграх” исторической памяти.
Тем более, что периметры армяно-грузинской и армяно-азербайджанских границ не полностью признаны нашими соседями.
А напоследок в качестве предостережения напоминание от умудренного китайского политика Дэн Сяопина:” Блестящая победа может оказаться бесполезной, потому что победа над внешним врагом ещё не победа, если не смогли предотвратить наступление врага внутреннего.”
Владимир Саркисян
политический обозреватель
Руководитель Центра политического программирования