Год постреволюционной Армении и Россия

Что изменилось в Армении спустя год после смены власти и какой должна быть политика России на Южном Кавказе?

Год назад в Армении произошла так называемая «бархатная революция». В небольшой закавказской стране в ходе продолжительных акций протеста сменилась власть. Правивший с 2008 года, мягко говоря, непопулярный президент Серж Саргсян под натиском массовых митингов и брожения элит подал в отставку. Спустя некоторое время парламент Армении выберет лидера оппозиции Никола Пашиняна на пост премьер-министра. Страна фактически вступит в новый этап своего развития. За этот год произошли некоторые изменения. Произошли выборы в парламент. Фактически он был почти полностью обновлён. Сменились министры, некоторые губернаторы и многие администраторы и чиновники.

Нынешняя Армения является парламентской республикой. У Национального собрания очень широкий круг полномочий и возможностей. Премьер-министр, который избирается парламентом, по конституции — крайне влиятельная фигура. Идеологически новый законодательный орган скорее либерально-демократический и прозападный. Правящая партия «Мой шаг» занимает большинство кресел и позиционирует себя в качестве главной либеральной и прозападной силы. Партия «Светлая Армения» стоит примерно на таких же позициях. Третья партия — «Процветающая Армения» — тяготеет к политическому центру справа. Иными словами, по основным вопросам мнение либералов будет иметь явно преобладающий характер. Однако нужно иметь в виду, что многие политические процессы в Армении протекают на основе личных связей, неформальных контактов и ситуативных конфигураций. То есть большая часть политической власти и, следовательно, ответственности за неё будет ложиться на плечи премьер-министра Никола Пашиняна.

Спустя год у него по-прежнему высокие рейтинги. Население закавказской республики действительно связывает большие надежды с ярким трибуном и пламенным оппозиционером. Однако у нового правительства есть промахи и определённые неудачи, которые видны невооружённым взглядом.

Из-за неосторожных, а порой и дилетантских поступков новые власти Армении внесли некоторую напряжённость в отношения с главным экономическим и военно-политическим союзником — Россией. В целом приход оппозиционеров-либералов к власти не был встречен с особым энтузиазмом ни в МИД, ни в АП РФ, ни в других российских структурах. Однако в Москве прекрасно понимали неэффективность, коррумпированность и крайнюю непопулярность правительства Сержа Саргсяна, который к тому же заигрывал с Европейским союзом и США. Одним словом, политика России в целом осталась неизменной, но некоторые неудачные высказывания в Ереване испортили настроение российских дипломатов и политиков, занимающихся кавказским направлением.

Политика Москвы на Южном Кавказе — вопрос не из простых. В целом России нужно многое менять, перестраивать, модернизировать и улучшать. Ставка на непопулярных политиков себя не оправдала, она дорого обошлась России, в конечном счёте приводит к снижению рейтинга российского государства в глазах местного населения. Очевидно, что Москве нужны новые влиятельные, популярные и солидные партнёры, которые будут способны разговаривать на равных и проводить взаимовыгодную политику, основанную на национальных интересах.

Сегодня в мировой геополитике наблюдается масштабное противостояние глобалистских либеральных элит с государственниками, радеющими за национальные интересы и традиционалистские ценности. Получается, что в эту категорию попадают и Россия Владимира Путина, и Венгрия Виктора Орбана, и даже Китай Си Цзиньпина: все они — союзники государственников. Либеральные НКО, фонды Сороса и западные грантоеды — в авангарде противоположного лагеря, они — противники национальных государств.

Одним словом, борьба за Южный Кавказ и в частности за Армению в геополитике продолжается. Здесь и России нужно предпринять определённые усилия, но не в меньшей мере это касается и Армении.

Ситуация на Южном Кавказе активно обсуждается в российских научных, экспертных и аналитических кругах. Так, накануне в российской столице состоялась ежегодная Московская конференция по международной безопасности (МКМБ). На солидный форум съехались генералы, военные министры, дипломаты, влиятельные эксперты и журналисты. Вопросы безопасности на Южном Кавказе также были в центре внимания.

От Армении получил приглашение приехать в Москву в качестве почётного гостя лидер новой партии «Одна Армения» Артур Казинян. Он был единственным делегатом из Еревана. По просьбе организаторов политик выступил в ходе закрытых, кулуарных встреч по теме будущего армянского государства и стоящих перед ним угроз и вызовов. Довольно примечательно, что Казинян сосредоточился на теме Нагорного Карабаха, перейдя от неё к вопросу признания независимости Осетии и Абхазии, Косово, а также присоединения Крыма к России. В конце политик упомянул и признание израильского суверенитета над Голанскими высотами со стороны США.

Политиком была отмечена позитивная роль Москвы на Ближнем Востоке, который не так уж и далёк от Южного Кавказа. Россия одной из первых отреагировала на зверства фундаменталистов-исламистов, пришла на помощь многострадальному сирийскому народу и объявила войну международному терроризму.

Получив официальное приглашение от законных властей Сирии, российские военные в сотрудничестве с западной военной коалицией в кратчайшие сроки справились с поставленной задачей, освободили значительную часть страны от террористов и восстановили суверенитет Дамаска, тем самим спасая многие меньшинства Сирии, включая армян, от неминуемой гибели.

Сирия и Ближний Восток в целом — не чужой для Армении регион, так как там нашли спасение десятки тысяч армянских семей, бежавших из родных земель, спасаясь от гибели в начале ХХ века. Южный Кавказ отделяет от зоны боевых действий 200 с лишним километров, а это значит, что в Сирии велась битва не только за выживание жителей Сирии и Ирака, но и за народы, проживающие на территории Юго-Восточной Турции и Южного Кавказа.

И самое важное. В Москве этим армянским политиком новой формации были отмечены угрозы региональной безопасности со стороны неолиберальных групп влияния.

«Этот процесс особо выразился в Армении в прошлом году, но он чётко проявляется и в остальных постсоветских странах. Сам процесс глобализации является положительным явлением, и будущее мира зависит от эффективности этого процесса, но сближение народов должно быть естественным и не наносить ущерба основам национальной идентичности, не вредить эффективному функционированию национальных и государственных институтов.

Такие молодые государственности, как армянская, не готовы пока принять вызовы и возможности глобализации, а армянский народ не в состоянии отказаться от своих традиционных и семейных ценностей в пользу либеральных. Нам предстоит долгий путь к открытию общества и кропотливая работа в этом направлении», — сказал Казинян.

Одним словом, «бархатная революция» в Армении стала неожиданностью для самого Еревана, да и для всего региона СНГ в целом. Москве, в свою очередь, также следует сделать определённые выводы из произошедшего. Во-первых, необходимо выстраивать долгосрочные отношения не с конкретными чиновниками, а с широкими слоями армянского населения. Во-вторых, нужно качественно изменить подход к своим союзникам на постсоветском пространстве, понимая и воспринимая их интересы и ожидания. Мир стремительно меняется, и в новой архитектуре международных отношений малые страны и народы начинают играть всё большую роль.

Дмитрий Бабич
Политолог

tsargrad.tv

Newsfeed