Categories։

Искусство быть полезным

Итак, заканчивается 2018 год. Своим содержанием он стоит многих трудных, героических, и в тоже время постыдных лет независимости. Да, 2018 год необычный год, и не потому, что совершена так называемая бархатная революция. И не потому что народ поднялся защищать собственную честь и свое право жить в собственной стране. Народы живут прошлым, настоящим и будущим.

А наш народ живет – прошлым и будущим. И будущее у него уже заполнено прошлым. Поэтому каждое новое поколение, входящее во власть в условиях так называемой независимости Армении, устраивало политический и экономический террор. И сегодняшняя новая волна подобранной грантами молодежи не менее цинична, чем предыдущая – республиканцы. Теперь разъясню, почему я их приравниваю друг к другу.

Просто труднейшая армянская история выживания создала этот стойкий тип армянина – шустрого. 25 лет назад я его обозначил, как «полагающийся на себя». Шустрый или «полагающийся на себя» тип человека крайне редко объединяется по идеологическим соображениям. Почему я пишу о нем?

Потому что этот тип армянина устойчиво из века в век создает семью, рожает детей и пытается, оттеснив другие типы в нашем народе, управлять народом, государством. Именно этот тип, к великому прискорбию составляет костяк нации. Сегодня внутри армянского общества этот тип армянина составляет 65-70 %. Так что лозунг великого Чаренца останется лозунгом до тех пор, пока этот тип армянина не опустится хотя бы к черте 50 % внутри общества, как это было в последние годы СССР.

С распадом страны, разочарование так называемой свободой, испугало тот тип армянина, который видел свой успех в успешном государственном строительстве. Тогда только-только формировался в серьезную прослойку тип армянина, видящего успех в общем деле, но он не выдержал цинизма шустрых в свободной Армении и покинул страну. Почему так опасен «полагающийся на себя»? Как этот тип человека работает на родине и в диаспоре? Во-первых, одинаково, у армян нет страха перед чужой этнической средой или перед иной государственной системой.

Инструменты выживания он берет у национальной традиции – это, прежде всего крепкая семья, образование, прибыльное ремесло, родственники или выгодные связи… У такого индивида идеология выстроена на патриотизме, часто на пустом патриотизме, но он может искренне в него верить.

Американский писатель Вильям Сароян сравнивал армян с ирландцами. Он говорил, что у ирландцев есть выражение: хочешь, чтоб (я) полюбил (тебя) – умри. У армян – эта мысль звучит так: пойди умри, приди (я) – полюблю (тебя). В чем суть сказанного? В том, что эти нации плохо понимают селекцию, и жестко необъективны в своем выборе. Вот яркий пример этому: когда Ирландия получила независимость (такую, как у нас), от такого навязчивого ирландского патриотизма страну навсегда покинули великие сыны ирландской мудрости, – писатели С.Беккет и Дж. Джойс. Потому что им неприятно было пустое восхваление, национальных достоинств, когда человек теряет своё достоинство. Но давайте вернемся к нашему анализу.

Объективности ради скажу, что в систему шустрых попадают и достойные люди и семьи, но быстрее, эффективнее и крепче организуется та прослойка, которая легко справляется с законом, и легко живет в беззаконии. Для них государство – репрессивная машина, а не пространство для развития личности, а так же созидания и выявления способностей человека. В этом и вся разница. Справедливость для них имеет два лица: одно для своих, другое для остальных. Несогласные с этим порядком вещей, становятся аутсайдерами и покидают Родину.

Самый большой урон Армении нанесла независимо-зависимая власть трех президентов. Все три президента мало чем отличаются друг от друга в главном – в их отношении к народу. Они были одинаково равнодушны к собственному народу. Они сделали все, чтобы разрушить один из трех векторов самосознания нации – крестьянство. Целыми деревнями крестьяне уходили с этнических территорий, где жили столетиями. Большая часть конкурентоспособной интеллигенции покинула Ереван и другие города Армении. Приведу слова шведского политика тридцатых годов прошлого века Ханса Енсена (1901-1971): ”Когда из страны уезжают ученые, инженеры, врачи и остальные представители умственного труда, то потом в такой стране правителями становятся бизнесмены, политиками становятся плебеи и проходимцы с улицы, а депутатами парламента базарные спекулянты, спортсмены и артисты…”

Сегодня растерзанные и разбросанные островки созидательных сил армянского народа проживают во многих городах США, России и Европы…Три вектора власти сегодня (премьер-министр, парламент и президент) желают, каждый со своих позиций вывести страну на объективные рельсы. Мне кажется, что парламент пока (каким бы он не оказался) не готов к вдумчивому анализу, о Николе Пашиняне в СМИ сказано очень много, я же скажу, он еще раскроет свои подлинные возможности. Он только-только выстраивает свою систему понимания реалий региона, что очень важно. Армен Саркисян в рамках своих полномочий, и несколько шире, исполняет обязанности четвертого президента. Он мне кажется зрелым, искусным мастером политики, полезным как для образованной, но мало что ещё умеющей молодежи, так и тем государственным мужам, чья культура не в речи, не в мыслях, а в ношении дорогого галстука. А. Саркисян, что важнее всего, своим присутствием тактично показывает молодой бюрократии тот запас интеллекта, без которого нет культуры общения, нет дипломатии и искусства переговоров, нет международного признания. Нет подлинных побед.

10.11. 2018, Лос-Анджелес 

Рубен Ангаладян

Categories։

Newsfeed