Categories։

Надо помнить, какая власть – такая и культура

За почти тридцать лет независимости армянская культура отчаянно пытается вписаться в международную культурную жизнь. Масштабные персональные и тематические выставки, концерты, установка памятников, а так же массовое издание книг и альбомов – все это исчисляется не десятками, даже не сотнями, а тысячами единиц, экземпляров… Только памятников, посвященных геноциду, в разных городах мира не менее нескольких сотен. Большинство из них – хачкары, многие из которых лишены творческой фантазии – абсолютно ремесленнические. И с такими художественными произведениями мы должны быть интересны современному миру? А что сказать о памятных и надгробных памятниках нашим бесстрашным воинам, отстоявшим нашу с вами честь и, восстановившим, славу Родины…

Но есть среди этих культурных мероприятий, и крайне важные. В 2015 году Католическая церковь одним из 36-и “ Учителей церкви ” избрала великого Поэта Армении Григора Нарекаци. Это важнейшее событие было приурочено к 100 Геноцида. Армения высказала Ватикану свое предложение, что желает подарить Ватикану памятник Григора Нарекаци. Подарок был принят с благодарностью. Мне стыдно думать о том, что в период независимости мы столь безразличны к своим гениям. Тысячелетний юбилей (2001 г.) Нарекаци прошел в Армении незаметно. Откуда Р. Кочаряну знать, кто есть поэт Нарекаци? Через четырнадцать лет это равнодушие повторилось, но с другим, не менее далёким от культуры президентом С. Сарксяном.

Автором бездарного памятника Комитасу в Париже является Д.Ереванци, который был чуть ли не придворным скульптором. Он и стал автором нашего нового позора, но теперь работой для Ватикана. Он уничтожил кротость, молчание, глубину мысли Нарекаци, то что основное в его образе у армянских миниатюристов средневековья. И это же увидел и подчеркнул Ватикан – он Учитель в самом высоком и в прямом значении. Кстати, “бархатная революция” победила той молодежью, которая восприняла оценку Ватикана армянской духовности, как мнение всего интеллектуального мира. «Книга Скорби» Нарекаци равна военному духу нации.

Два слова о памятниках Комитаса в четырех городах мира. К великому сожалению образ Комитаса, ни в Париже, ни в Санкт-Петербу рге, ни в Детройте, ни в Ереване в самой главной составляющей в понимании образа – неудачные. Да, прежде всего не понята и не разработана сама сущность Комитаса. Как уживались в нем светское, духовное, творческое начала, а также организаторские способности этого удивительного человека. Он уже целый век олицетворяет Поколение, пережившее геноцид. Народное воображение создало этот удивительный, поэтичный, противоречивый и сложный образ. А История Армении его выдвинула как собирательный исторический символ этого раненого времени. Ведь такое совпадение бывает крайне редко. Он не материален, он – как вечно сопереживающий с каждым армянином трагедию нации. Теперь посмотрите, какими неживыми предстают эти памятники Комитаса. В разговоре со мной Арто Чакмакчян (автор памятника Комитаса в Детройте, 1980 г.) рассказал, как он отрекся от собственной работы, сказав: “Я никогда не обращаюсь к этой работе, потому что это не мой Комитас. Меня поставили в такие невыносимые условия.” И мне стал понятен весь конфликт с заказчиком, и, что пережил этот замечательный мастер.

Второстепенными образцами видят нашу современную культуру, как и ее художественный анализ в странах мира, которые умеют оценивать и ценить. Поэтому мы в подарок получили такого Родена. Чтобы поднять планку отбора нам, по крайней мере, нужно уйти от штампов, не называя каждого второго популярного или известного или мало известного человека из мира культуры (в широком смысле) называть всемирно известным. Такие оценки есть провинциализм, или вовсе отсутствие культуры…

РУБЕН АНГАЛАДЯН

8 июля 2018 г. Лос-Анджелес.

Categories։

Newsfeed