Хочется надеяться, что продажа оружия Азербайджану постепенно сойдет на нет
Собеседником газеты «168 часов» является директор консалтинговой компании «Лаборатория стратегического нарратива» Денис Дворников.
– Какие ожидания от завтрашних президентских выборов и как они повлияют на армяно-российские отношения?
– Сами выборы пройдут без сюрпризов. Думаю, что явка перевалит за 70%, а результат будет около 68-69% в пользу известного кандидата. Что касается российско-армянских отношений, то в настоящий момент они идут по наклонной, то есть медленно, но верно ухудшаются. Нарушается взаимопонимание, накапливаются обиды по чувствительным вопросам, а новое поколение армян вообще слабо представляет, что такое Россия и что от нее ждать. Если наши российские внешнеполитические ведомства, а вместе с ними основная масса экспертов-международников, работающих по Закавказью и комментирующих события в этом регионе, не перестроят свою работу, то лет через десять Армения выпадет из числа естественных партнеров Москвы. И, что очень важно, в таких процессах всегда виноват тот, кто сильнее.
– Константин Косачев заявил в Ереване, что Россия после Апрельской войны «сделала выводы» и уже продает оружие Азербайджану «не в тех масштабах», что прежде. Россия отказывается от выгодного бизнеса?
– Бизнес выгоден ограниченному кругу лиц, а репутационный ущерб наносится всей стране. Константин Косачев опытный международник, один из самых квалифицированных в России. Он не может не понимать, как дико выглядит продажа тяжелых вооружений агрессивной стороне затяжного конфликта, которая к тому же воюет с главным союзником России в Закавказье. Но, безусловно, как любой дипломат, он ограничен в своем арсенале емких высказываний. Трудно комментировать ситуацию, в которой твоя страна выглядит неадекватно. Хочется надеяться, что продажа оружия Азербайджану постепенно сойдет на нет, а то, что уже продано будет жестко контролироваться с точки зрения возможного применения.
– Начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров несколько дней назад в ходе телемоста заявил, что Нагорный Карабах не является членом ОДКБ, и блок не станет оказывать военную помощь Степанакерту. А официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что в Москве нет представительства Арцаха. Россия демонстративно отреклась от Карабаха?
– Я не стал бы так категорично и эмоционально играть словами. Эта тема многократно обсуждалась. Я имею в виду участие ОДКБ в азербайджано-арцахском конфликте. Есть определенные международные процедуры, соглашения, есть определенные формулировки, которые всегда будут избегаться. И если заставлять чиновников все-таки произнести какую-то желанную формулу, то можно получить ответ, который не понравится.
Так, например, произошло с азербайджанским журналистом, который очень хотел добиться от Сергея Лаврова позиции по Карабаху и получил закономерную оплеуху, от которой потом стоял на ушах весь Азербайджан. Зачем повторять ошибку бакинского коллеги? Со своей стороны, могу сказать, что Россия крайне не заинтересована в новой вспышке вооруженного конфликта на линии соприкосновения. Говоря по-простому, Москве вот только пожара в Карабахе не хватало! Для полного международного «счастья». Поэтому отказаться или забыть об Арцахе Москва не может.
– МИД Азербайджана направил ноту протеста США в связи с визитом Бако Сааккяна. Но посольство США в Азербайджане ответило на ноту, напомнив Баку о праве на самоопределение народа Арцаха. Ваши комментарии, пожалуйста.
– Есть такая профессия – направлять ноты протеста от имени Азербайджана. Дежурная ситуация, рабочая рутина для азербайджанских чиновников. Что касается ответа США, то ситуация в точности повторяет тему предыдущего вопроса – не хочешь получить неприятный ответ – не провоцируй его.
ГАЯНЭ ХАЧАТРЯН