Главный зритель азербайджанского депутата находился не в Страсбурге, а в Баку. Денис Дворников

Собеседником газеты «168 часов» является кандидат юридических наук, член Российской ассоциации международного права Денис Дворников.

– Закончился визит президента РА Сержа Саргсяна в Европу. В ходе выступления в ПАСЕ Серж Саргсян заявил, что давно назрело время для урегулирования Карабахского конфликта. Какие предпосылки Вы видите для этого?

– Пока никаких. Для Азербайджана тема Карабаха важнее, чем конституция. Это стержень национальной идентичности, основа внутренней политики. И другой объединительной повестки правящий в Баку режим предложить уже не может. Изменить ситуацию не сможет даже смена правящей в Азербайджане элиты, поскольку игры в войну зашли в обществе слишком далеко. Оправдание авторитаризма и олигархического пикника на берегу Каспия внешней угрозой – слишком соблазнительно и слишком легко. Только согласованное внешнее давление со стороны больших держав, которые являются условными «акционерами» азербайджанской нефтедобычи, способно изменить политический вектор. Но это тоже пока выглядит утопично. Крупных игроков устраивает управляемый и авторитарный Азербайджан. Проще держать на финансовом крючке одного менеджера, а не бегать договариваться с разными партиями и центрами силы.

После выступления на вопрос азербайджанского депутата о том, почему Саргсян в своей речи не упомянул про «геноцид» в Ходжалу, президент заявил, что в Азербайджане есть тенденция – обязательно получить то, что есть у армян и это недопустимо. ”Зачем вам называть геноцидом то, что никогда им не было, тем более, со стороны армян”, сказал Серж Саргсян. Эта тенденция у азербайджанцев можно назвать ”армянским комплексом”?

– Мне кажется очевидным, что Самед Сеидов исполнял вполне традиционную роль. Интонация, общий пафос выступления, шаблонные формулировки, стандартный набор обвинений. Причём, понятно, что главный зритель находился не в Страсбурге, а в Баку. Европейские политики привыкли воспринимать содержательные доводы, а не азиатский театр. И, собственно, к Сеидову какие могут быть вопросы? Такая работа. Он просто воспроизвёл те смысловые модули, которые составляют основу внутренней политики его государства. Все это вещи рукотворные, придуманные технологами. В том числе и проявления «армянского комплекса», о котором вы говорите. Можно только пожалеть граждан, которых пичкуют этим добром из всех утюгов.

– Председатель подкомитета ПАСЕ по конфликтам между странами Совета Европы Штефан Шеннах заявил, что в переговорах по урегулированию карабахского конфликта в рамках подкомитета ПАСЕ временно возник перерыв и в ближайшее время карабахский конфликт не будет входить в повестку, объяснив это тем, что ПАСЕ сосредоточилась на проблеме Приднестровья. Учитывая, что в Армении и Азербайджане предстоит смена власти, когда закончится пауза в переговорах?

– Ситуация в мире слишком сложная и изменчивая. Поэтому прогнозы по поводу того, как будет меняться фокус внимания европейских депутатов, на мой взгляд, бессмысленны. Хочется надеяться, что новый этап переговоров начнётся в результате мирных политических инициатив, а не в экстренном порядке на фоне нового обострения.

– Возможны изменения общих подходов к урегулированию карабахского конфликта?

– Возможны. Примерно через два поколения.

ГАЯНЭ ХАЧАТРЯН

Newsfeed