Миллиардер Рубен Варданян: «Нам кажется иногда, что деньги решают все, но это иллюзия». forbes.ru
К 100-летию Forbes бизнесмен рассказал, что думает о критериях оценки успеха и новой эпохе талантизме.
“У меня был очень хороший знакомый, старый и мудрый человек. Как-то в 1990-е годы он сказал, что твою успешность следует оценивать по тому, какую сумму ты можешь взять в долг у своих друзей без подписания договора. Вообще критерии успеха бывают разные. Для кого-то признание одного человека или толпы важнее, чем возможность принимать решения, будучи невидимым. Кто-то предпочитает оценивать успех суммой денег, которая у него есть на счете. Для другого успех — это возможность пойти со своей семьей в парк, даже если придется пропустить важное совещание. Вообще говоря, любовь и страх — очень сильная движущая сила в нашей жизни, намного сильнее, чем деньги. На мой взгляд, это фундаментально базовая основа всего, что движет нами. С этой точки зрения деньги не могут считаться универсальным способом измерения, они, в конце концов, не могут измерить культуру, духовность и многие другие вещи. Нам кажется иногда, что деньги решают все, но это иллюзия.
Больше всего меня мотивируют любопытство и желание сделать невозможное возможным. Вообще важно постоянно пытаться менять среду вокруг себя. Какой у нас выбор? Либо мы можем как-то влиять на то, что происходит у нас, либо сказать себе: от нас ничего не зависит, нужно расслабиться и плыть по течению, спрятаться в пузырь, минимизировать свое общение с внешним миром. Я сторонник первого. Нужно жить полной жизнью и в каждодневном режиме пытаться хоть немножко, но менять мир в лучшую сторону, потому что по большому счету все, что мы оставляем нашим детям, — это не деньги, это не какие-то активы, это тот мир, в котором они будут жить. И от нас зависит, будут они жить в лучшем или худшем мире.
Для предпринимателя главное — не бояться. Предприниматель — это человек, который готов уйти из зоны комфорта, из зоны понимания в зону неизведанного. На самом деле он похож на эмигранта, который когда-то уезжал из Европы в Австралию, в Америку или в Россию. Или на ученого, который тоже попадает в зону неизведанного и готов экспериментировать. Во-вторых, предприниматель не боится упасть и умеет подняться. В-третьих, предприниматель очень любознателен. Такой человек должен открыто смотреть на то, что происходит вокруг, и видеть то, чего не видят другие. Наконец, он обязан быть хорошим евангелистом, уметь зажечь и повести за собой людей, чтобы создать то, чего раньше не было.
Мы живем в один из самых интересных периодов истории человечества. На наших глазах рождается новый технологический мир, от капитализма мы переходим к системе, которую я бы условно назвал талантизмом. В индустриальном обществе главнейшую роль играла концентрация капитала и ресурсов. И в этом плане роль государства, роль крупного капитала была ключевой для успеха. Все это уходит в прошлое. Ребята в гараже могут за $500 создать компанию, которая или сделает мир лучше, или уничтожит его. И это необязательно произойдет в Кремниевой долине — может, где-нибудь в Болгарии или Уганде. Неудивительно, что для многих людей уже не деньги являются главным. А например, возможность креативить, инновационность, возможность принимать интересные решения. В общем-то, и вход в бизнес стал намного менее дорогим. Поэтому борьба будет идти не за деньги, а за людей талантливых, умных, креативных.
Технологии позволят очень многое изменить. Убежден, что на смену сегодняшним профессиям придут другие, а это значит, что нужно учиться, учиться больше, дольше и все время, потому что мы же будем жить дольше. Уверен, что ключевой отраслью человечества ХХI века будет образование, а не нефтяная или какая-нибудь большая золотая отрасль. Именно образование будет главным двигателем изменений в мире. Наконец, важно помнить, мир стал глобальным, и это иллюзия, что можно построить мексиканскую, английскую стену или железный занавес. Примерно из 200 стран лишь 50–60 живут нормально. Если так будет продолжаться, то эмиграционные волны снесут Запад, да и Россию, как в свое время снесли Римскую империю.
И последнее. Мы живем в эпоху самого низкого доверия к институтам: международным, государственным, частным, религиозным. Но свято место пусто не бывает. Ясно, что вакуум рано или поздно будет заполнен или псевдопровидцами, или какими-то сектами, или новыми идеями, религиями. Люди, боясь будущего, будут бежать в прошлое, попытаются отгородить свое пространство или будут искать новых идолов. Мы будем жить в обществе, где человек остался один на один с этими проблемами, и плохо, если он не найдет опору в базовых человеческих ценностях, а будет опираться только на технологии. Мир состоит из двух составляющих. Об этом сказал еще Аристотель: это не только логика, но еще и риторика. Человек должен уметь не только делать, но и думать, переживать и сопереживать”.