Отмеченная Богом земля: российская путешественница об Армении и Арцахе

Третья серия блога о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты – Азербайджан, Грузия, Армения, Нагорный Карабах.

Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. Об ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета.

Перед азербайджанской границей я отмыла машину от пыли и грязи, приставшей за дни наших приключений по горным дорогам, заправила полный бак бензином. Кстати, качество топлива научилась определять по запаху. Чувствую сомнительные примеси, и если они явные, то еду на другую АЗС, чтобы не травмировать чувствительную душу моей Hyundai Elantra.

На автозаправке перед границей с Азербайджаном, пожилой мужчина дал небольшую сумму денег со словами: «Это мой вклад в твою экспедицию». Думаю, что для него это были существенные деньги, но он решил поделиться со мной. Прошу сделать фото на память, смеется: «Только по телевизору меня не показывай!». В дороге встречается много отзывчивых людей. Я благодарю Бога, что он дает мне возможность увидеть это, и способность принимать помощь.

Интересный опыт прохождения российско-азербайджанской границы. Она в буквальном смысле оказалась на замке! Я подъехала к закрытым железным воротам, долго стучала. Пока я заполняла декларацию, а таможенники проверяли ветеринарный паспорт Греты, меня угостили чаем с конфетами.

Доброжелательность и искреннее участие к странным путешественникам. Мне помогли сложить все сумки и рюкзаки на ленту досмотра, потом обратно в багажник. Оформляю страховку на машину – 650 рублей, оплачиваю транспортный налог — 950 рублей. Вся процедура прохождения границы от выезда из России до въезда в Азербайджан заняла не более 2,5 часов.

Приятно удивило, сколько друзей и совершенно незнакомых людей предложили мне помощь в Азербайджане, в соцсетях подсказывали куда идти и что смотреть. Моим гидом стал Чингиз, студент лондонского университета и будущий дипломат.

Вечером, по приглашению друзей, выезжаю в Чухур-Юрт. Нас встречает Гамлет — бывший военный, а ныне фотохудожник, он и сейчас соблюдает «закон последнего» — встретить «на базе» уставшего путника и оградить его от бытовых проблем. Забота в этом саманном доме, насчитывающем более 100 лет, ощущается в каждом уголке. Заранее разогретый деревенский хамам, горячий ужин, вино домашнего приготовления, уютная постель и газовая печь для создания тепла – все говорит о том, что нас с Гретой здесь ждали.

Уснула я под трели соловья, проснулась под крики петухов. Под кваканье лягушек направились с Гретой гулять к местному озеру. Утром все жители вышли провожать неожиданную гостью с собакой, как родную.

В Грузию выдвигаемся уже на двух машинах – Гамлет с друзьями отправляется в Тбилиси, на открытие совместной выставки грузинских и азербайджанских фотографов. Едем не по «красной линии», а через менее популярный пограничный пост.

Грузия. В маленький город восточной Грузии Сигнахи я приехала целенаправленно. Спокойный, каменный, красивый стоит в горах и открывает чудесные виды на Алазанскую долину. Просто отдыхаешь, наслаждаешься воздухом, жизнью, красотой вокруг – больше ничего и не нужно. Здесь мы с Гретой задержались на два дня. А потом отправились в Армению.

На подъезде к Тбилиси меня остановил сотрудник ДПС – оказалось, что я нарушила правила, совершив грубый обгон в неположенном месте. Выписали штраф на 20 лари, по словам сотрудника это в 10 раз меньше, чем положено. Я пплатила штраф на грузинско-армянской границе. Кстати, дорожный патруль встречается довольно часто, но по моим ощущениям, их основная цель – не наказывать, а предостерегать лихих водителей от нарушений.

Армения. Озеро Севан. Это моя вторая моя встреча с озером, первая состоялась два года назад, когда я путешествовала автостопом по Кавказу. Тогда стоял густой туман, и я жалела, что не могу попасть на сторону, противоположную от основных туристических берегов. Сейчас приехала только с одной целью – побывать на восточном берегу севанского рая. Он дарит тебе потрясающие виды на снежные вершины, обрамленные в этот раз роскошными кучевыми облаками. Изысканное сочетание множества едва уловимых оттенков голубого, белого, синего, серого завораживает и восхищает! Если путешествовать на автомобиле, Севан непременно нужно обогнуть и сделать такой своеобразный круг восторга. Мы остановились на привал на берегу озера – приготовить ужин и созерцать голубую гладь. Потревожил внезапный дождь. Тучи мгновенно пришли из-за горы и накрыли нашу стоянку. Но словно в знак извинения за беспокойство Природа незамедлительно наградила нас шикарной радугой. Хороший знак, решила я!

Сумерки застали в деревне Цапатах. В местной гостинице мы с Гретой — единственные гости, нам дали хорошую скидку.

В Армении меня вновь остановили сотрудники ДПС. Что я опять нарушила? Перебираю в памяти, не могу вспомнить. А они просто спросили: «Нужна ли помощь?». Я попросила найти бензиновую АЗС, поскольку встречала по дороге только газовые, так как газ – самое распространенное топливо в этих местах.

Я не планировала посещать Нагорный Карабах, но на Севане поняла, что нахожусь в 60 километрах от него. Маршрут лежал в монастырь Татев, а к нему можно проехать и через область Арцах. Почему нет? Поговорила с местными жителями – граница открыта, дорога хорошая. Едем. Короткая регистрация на приграничном пункте контроля, штампов в паспорт не ставят. В числе туристов много россиян, едут на автомобилях или маршрутных такси из Еревана. В республике восстанавливаются храмы, самый древний, встретившийся мне, был XII века.

Монастырь Дадиванк – действующий, его реставрация продолжается, и пока полуобнаженные своды храма открывают посетителям причудливую кладку, способную стоять веками.

Монастырь Гандзасар почти полностью восстановлен. Присаживаюсь на стену его древнего камня, под ним расстилается долина. Медитирую, думаю о своем. Еще три дня назад я была в Азербайджане, вчера в Грузии, сегодня в Армении и Нагорном Карабахе. И когда-то это была одна страна. Затем пути недавно братских республик и многовековых соседей разошлись. И в этом «межгосударственном разводе» были и совсем горькие страницы – споры, конфликты, «раздел имущества» и человеческие жертвы. Как же я хочу, чтобы на этой Богом отмеченной земле всегда торжествовал мир. «Ирина» — в переводе с греческого означает «несущая мир». Мне хотелось бы, чтобы имя мое действительно несло мир, как минимум, моей душе. Я назвала этот этап «Кавказский узел» и посвящаю свой маршрут по этим местам восстановлению и сохранению ментальной связи между всеми нашими народами.

Впереди – Степанакерт в Нагорном Карабахе. Человек в гражданском, представился службой безопасности, спрашивает мои документы. На ответную просьбу показать удостоверение, приподнял майку – за поясом красовалась рукоятка пистолета. «Убедительно», — соглашаюсь я и показываю паспорт и свидетельство о регистрации машины. Переписал данные в блокнот, пожелал удачи. Все.
Шуши – исторический город-крепость. Замечаю, что здесь много военных. Идем на смотровую площадку, любуемся с высоты на ущелье Унот. Выезжаем в густом тумане, дальше дорога через Горис в Татевский монастырь, по серпантинам. Это уже Армения.

Арарат в этот мой приезд оказался стеснительным – так и не вышел полностью из облаков, показав только часть себя, с солнечной стороны. Два года назад, когда путешествовала автостопом по Армении, чтобы увидеть его во всей красе, я поднялась с рассветом на крепость Эребуни. Он открылся с первыми лучами солнца, чтобы через несколько минут снова исчезнуть в густом тумане.

От армянско-грузинской границы до Ниноцминды и еще километров 10 после нее – едешь как по минному полю. В этих местах дороги постоянно размывает, асфальт крошится, ломается, вымывается. Вероятно, отчаявшись привести их в порядок, с ними ничего не делают. На мой взгляд, эффективней было оставить грейдированные покрытие. Потому что экономичнее, проще содержать, а автомобилисты меньше страдают, чем на «убитом» асфальте.

Ахалкалаки, Ахалцихе и Вардзию – обязательно надо посетить, н

о мы с Гретой проезжаем не останавливаясь, та как в прошлом году объездили с Гретой на машине Грузию вдоль и поперек. Сейчас просто едем и любуемся ландшафтами. После Ниноцминды – живописная горная дорога, с хорошим асфальтом! Пейзажи, небо, грузинское радио в машине – колоритно, красиво, сердце поет! Не сдерживаю себя, подпеваю мужскому грузинскому хору.

Остановились в деревне Гонио, поблизости от грузинско-турецкой границы. Отдыхаем, наслаждаемся солнцем и морским воздухом. Грета наблюдает с террасы за курами – впервые видит их так близко. Ей здесь раздолье: гуляет по двору свободно, гоняет за волнами по галечном пляжу, греется на солнышке. Завтра в Турцию.