“Сержу Саргсяну удалось разными способами убрать из повестки разговоры о сдаче территорий”

Собеседником газеты «168 часов» является кандидат юридических наук, член Российской ассоциации международного права Денис Дворников.

Г-н Дворников, впервые Сопредседатели Минской группы сделали адресное заявление, что 15 мая Азербайджан выпустил ракету и поразил цель за линией соприкосновения, в ответ армянская сторона также предприняла действия. Но кажется оно не стало сдерживающим фактором для Азербайджана? Как сложится ситуация на границе? Возможна ли эскалация?

– Эскалация возможна в любой момент, к сожалению. Дело в том, что серьезная борьба за выживание происходит внутри азербайджанской элиты на фоне существенного экономического кризиса. Многим уже стало понятно, что никакой Карабах Азербайджану давно не нужен. Просто потому, что эта территория никогда органически не была связана с народами, населяющими Азербайджанскую Республику. Но как политический инструмент, как средство, помогающее отвлечь население от реальных проблем, война – это весьма эффективный инструмент. Представьте, что кто-то из окружения Алиева хочет его свергнуть или создать политический кризис.

Для этого достаточно втянуть страну в новый виток вооруженного противостояния, в котором велика вероятность болезненных поражений. Это в порядке размышления. В реальности, все может быть еще сложнее, циничнее и опаснее. Безусловно, и сопредседатели Минской группы, и Россия, в частности, должны сделать очень серьезное внушение Баку. Показать, что повторение провокации будет иметь ощутимый дипломатический ответ. Война никому не нужна.

Может Совет Безопасности ООН признать Азербайджан агрессором, потому что он подрывает мирный процесс? И это может привести к признанию независимости Нагорного Карабаха?

– Думаю, что это два разных процесса – признание Азербайджана агрессором и признание независимости Арцаха. В первую очередь, все зависит от активности внешнеполитических ведомств Армении. Нельзя сидеть и ждать, что ООН или какая-то из стран что-то там признает. Надо действовать, собирать достоверные сведения, подкреплять их неопровержимыми доказательствами.

Нужно начинать работать с экспертной средой, а не возить российских деятелей с армянскими фамилиями за многие сотни тысяч долларов в Степанакерт, чтобы те потом боялись публично озвучить факт своего визита в непризнанную республику. Я слышал и о таких безумных и бессмысленных проектах. Пока серьезной, вдумчивой и системной работы не видно. Есть отдельные молодые энтузиасты, такие, как омбудсмен Арцаха Рубен Меликян или депутат ПАСЕ от Армении Наира Карапетян, но они выглядят скорее ярким исключением. Остальные институты ведут работу шаблонно, недостаточно мотивированно, с оглядками и оговорками. Так результата не добиться.

Президент Армении Серж Саркисян в выступлении на первом заседании Национального собрания заявил, что на столе переговоров Казанский документ по карабахскому урегулированию. Как Вы прокомментируете это, можно ли ожидать форсирования процесса?

– Не думаю, что в ближайшее время стоит ждать каких-то радикальных изменений в переговорном процессе. Арцах находится в географическом центре зоны интересов крупных держав. Очень многое зависит от ситуации в Сирии, от того, какие процессы начнутся после выборов в Иране, какие сценарии смены власти возникнут в отношении Азербайджана, и так далее. Самое главное, что Саргсяну удалось разными способами убрать из повестки разговоры о сдаче территорий.

Что вы думаете о формуле, которое выдвинул глава МИД Азербайджана Мамедьяров после трехсторонней встречи в Москве – «территории в обмен на мир»? Насколько это вероятно?

– Мир будет возможен, когда произойдет полная ревизия учебников в азербайджанских школах, когда СМИ и система образования перестанут пропагандировать откровенную этническую ненависть. До этого момента разговоры «о мире», который якобы пытается гарантировать Баку – это несерьезно. Азербайджанское общество, к большому сожалению, перегрето ненавистью. С этим нужно что-то делать. Не говоря о том, что это серьезный тормоз для развития и самого Азербайджана.

Россия планирует поставки новых вооружений партнерам по ОДКБ, в том числе и Армении. Как это изменит ситуацию или баланс сил в регионе?

– Надо дождаться поставок. Посмотреть, что и кому продают, кто является конечным пользователем продукции, какая комплектация и так далее.

Некоторые эксперты считают, что в сложившейся ситуации единственным эффективным средством является военный ответ на политику Азербайджана, так как вести переговоры с агрессором бессмысленно. Каково Ваше мнение?

– Международное право позволяет применять не только ответные, но и превентивные меры, чтобы защитить гражданское население. Иногда противник вынуждает к жестким ответам. Безопасность женщин, детей и стариков – приоритет любой армии.

–  Турция и Россия налаживают отношения. Как это отразится на нашем регионе?

– Дружба России и Турции — это миф. Или плохо поставленный спектакль. Буквально сегодня Турция устроила проблемы для российских поставщиков зерна. А это для России стратегическая отрасль. Как бы ни старались сегодня замять обсуждение сбитого российского летчика, но тот момент поставил жирную черту под отношениями между нашими странами. Турция для России в лучшем случае временный ситуационный контрагент, сближение с которым опасно.

ГАЯАНЭ ХАЧАТРЯН

Newsfeed