Россия и Армения ведут честную игру
Еще до начала вооруженного конфликта в Сирии проживали порядка ста тысяч этнических армян. Только в Алеппо — 60 тысяч. Спасаясь от войны и зверств террористов, многие из них уехали на историческую родину. По данным МИД Армении, в страну прибыли уже порядка 20 тысяч беженцев из Сирии. Власти и благотворительные организации по возможности им помогают, содействуют в трудоустройстве, оказывают медицинскую помощь, предоставляют жилье.
Рита и Геворг не отходят от папы — после ранения у него почти отказали ноги. Жизнь семьи из Алеппо рухнула в один миг.
“Бомба попала в нашу спальню, когда в ней были муж и дети. Они кричали. Я еле смогла найти детей и вытащить из-под обломков. Чрез пять минут в дом попал второй снаряд, и все обрушилось”, — с ужасом вспоминает Гоар Галустян.
Без вещей, без денег. Они едва успели выправить документы. Армянское консульство единственное до сих пор полноценно работает в Алеппо. Упрощенно и ускоренно выдают паспорта, покупают билеты. Семью Галустян переправили через Ливан в Армению. Они приехали совсем недавно, но у них уже есть все на первое время и крыша над головой.
Семья Расткеленян приехала четыре года назад тоже из Алеппо. У них есть свое кафе в центре Еревана: домашняя кухня, мама — шеф-повар, дочь — экономист. Государство оплатило оборудование, бизнес-курсы, есть программы льготных кредитов под 4%, законопроект о налоговых каникулах.
“Я смогла продолжить здесь учебу бесплатно. Слава Богу, что мы смогли избежать войны. Я здесь совсем не чувствую себя чужой”, — признается Шагхик Расткеленян.
По разным данным, перед войной армянская община в Сирии насчитывала до ста тысяч человек — в основном потомки армян, депортированных из Турции в 1915-м. Спустя век они вновь вынуждены бежать. Уже приехали около двадцати тысяч человек. Учитывая население в три миллиона, Армения — в “тройке” европейских государств по количеству принятых беженцев.
От древнего города Арташат сохранились руины старинной крепости, но сейчас здесь форпост веры. Монастырь Хор Вирап — священное для всех армян место. Именно отсюда началось крещение Армении, государства, которое стало христианским даже раньше Рима.
В ясную погоду купол храма рифмуется с острыми вершинами гор. За этими видами к подножию Арарата едут сотни тысяч туристов. Незыблемая мощь и вековое спокойствие тысячелетних церквей — здесь, кажется, время течет, не тревожа пламя свечей у иконы первого Католикоса всех армян, который по преданию был заточен в “глубокой яме”.
У двух стран — единый крест. Так и называется монумент российско-армянской дружбы. Их два близнеца — в Москве и Ереване. В память об общих победах. У стадиона “Раздан” открыли еще один памятник, которому нет аналогов в мире, — “Арарат-73”. В бронзе — целая команда-легенда советского спорта. Победа в чемпионате и кубок страны в один год.
Честную игру Армения и Россия всегда вели и ведут и на политическом поле. Страны-партнеры, союзники по ОДКБ с товарооборотом в 450 миллионов долларов. Россия — самый крупный инвестор в Армении. Есть ожидания, что уровень экономических отношений еще повысится — в связи с назначением нового премьер-министра. Карена Карапетяна президент Серж Саргсян назвал лицом перемен, прежде всего, внутриполитических. Внешние связи премьер намеревается только упрочить.
“Отношения между Российской Федерацией и Арменией я бы охарактеризовал как дружеские, союзнические, братские и, может быть, использую слово непротокольное и неполитическое, честные”, — заявил премьер-министр Армении Карен Карапетян.
Особый статус до сих пор у русского языка: в Армении — одна из самых старых школ русистики в мире. В Доме Москвы — семинар учителей, коллеги из России здесь частые гости. В Ереване до сих пор 13 русских школ, в 30 язык изучают углубленно, а в остальных это обязательный предмет.
“Русский язык, я могу с уверенностью сказать, хотят знать все. Со второго класса идет преподавание русского языка. Для этого и учитель сам должен владеть хорошо обоими языками, и у нас таких учителей очень много”, — сказала Белла Есаджанян, академик Академии педагогических и социальных наук России, заслуженный педагог Республики Армения.
Здесь оживают библейские легенды — о том, что Ной, сойдя с ковчега, посадил на территории исторической Армении виноградную лозу, принесенную из райского сада. В одной из пещер нашли давильню винограда, которую официально признали древнейшей в мире. Родина виноделия — район Арени. Сорт винограда, которому шесть тысяч лет, собирают до сих пор.
Сезон идет к концу. Только на одном из заводов переработали шесть тысяч тонн винограда. Все соки из ягод выжимает новейший аппарат, но сохраняют для истории и традиции. Неделя брожения и два года в бочках из майкопского дуба – “Арени” — в тысяче лучших вин мира. В этом году экспорт вина в Россию вырос на 20%. По поставкам коньяка Армения держит лидерство, ее доля составляет до 40% после вступления в Евразийский экономический союз.
“Если у нас есть возможности создать максимально благоприятные условия для бизнеса, чтобы на этом рынке большом армянский бизнес чувствовал себя комфортно, российский бизнес, а также бизнес других наших стран-коллег, конечно, я вижу в этом большой потенциал”, — подчеркнул Карен Карапетян.
Один из источников – Севан. Это крупнейшее высокогорные озеро мира в советское время кормило всю страну. Легендарная севанская форель, которую выращивали даже во времена Советского Союза и экспортировали в Кремль.
Из четырех видов ишхана, что в переводе означает князь-рыба, осталось два, и те в Красной Книге. Правительство приняло целую программу по восстановлению иссякших запасов форели. Первое садковое хозяйство открыли на Севане. В этом году в озеро уже выпустили миллион мальков. Остальное — на экспорт. На берегу — самый современный рыбзавод в регионе. До 50 тысяч тонн рыбы наполнят евразийский рынок. Скоро открывают представительства в Москве и Ростове.
“Мы в ближайшее время сможем выйти с первыми партиями на российский рынок, а потом рассматриваем и другие рынки: белорусский, казахский, страны Таможенного союза”, — рассказал Борис Казарян, руководитель экспортного отдела.
Еще один грандиозный армяно-российский проект — новая энергия отношений двух стран, продление срока эксплуатации Мецаморской АЭС. Соглашение с Росатомом подписано совсем недавно.
Сердце станции. Одна из двух турбин. С нее снят защитный кожух, остановлен и весь энергоблок — на плановый ремонт. А вскоре масштабная модернизация предстоит и всей станции.
Оборудование протестируют. Почти половину заменят. Станцию оснастят по последнему слову атомной энергетики. 120 контрактов — большую часть заключат до конца года: на обслуживание, поставки оборудования и кредит от России. Ожидается, что после модернизации станция будет обеспечивать до половины потребностей республики.
Неиссякаемые источники энергии — знаменитые ереванские фонтанчики, откуда без опаски пьют и местные, и туристы, и солнце, за закате зацепившееся за вершину библейского Арарата.