«Насколько США удастся заставить Россию играть по американским правилам»: Рубен Меграбян

Собеседник 168.am – эксперт Армянского Центра политических и международных исследований, ассоциированный эксперт Армянского Института Международных отношений и безопасности Рубен Меграбян.

– Господин Меграбян, в Ереване состоялся саммит ОДКБ. Чем ознаменовался этот саммит для всех членов ОДКБ, в частности, для Армении?

– Наилучшую оценку этому первыми озвучили российские провластные СМИ, буквально на следующий день, а в ходе самой встречи – президент Беларуси Лукашенко. То есть, в целом, «гора родила мышь», русским, по большому счету, не удалось реализовать свой замысел – втянуть страны-члены ОДКБ в свое противостояние с Западом и США, даже на пропагандистском уровне. Не удалось решить даже такие простые процедурные вопросы, как вопрос генерального секретаря, он остался «грузом» на плечах господина Бордюжи, и за трескучей риторикой так и не прояснилось, что представляло собой «председательство» Армении в этой бессмысленной структуре, перешедшее к Беларуси, и не ясно, что, как и почему должна делать Беларусь за предстоящий год. Во всяком случае, налогоплательщикам Армении, за счет кармана которых состоялось сие собрание, вряд ли будет понятно, в чем был его смысл, кроме как дать подчеркнуть России собственную «важность».

– Согласно ряду оценок, это мероприятие еще раз продемонстрировало неэффективность этой структуры в вопросе реакции на вызовы безопасности вовлеченных в нее всех стран. Тем не менее, согласно тем же оценкам, нельзя недооценивать роль ОДКБ для Армении. Какую роль играет ОДКБ в деле безопасности, обороны Армении, и какие еще функции должна была она выполнить, которые не выполняет? В этом контексте прошу также оценить позицию, выраженную ОДКБ, в Нагорно-Карабахском конфликте. Насколько она была удовлетворительной?

– Членство Армении в ОДКБ подчиняется той же логике, что и членство в любой другой структуре, где доминирует Россия. То есть, членство не для решения вопросов, а для того, чтобы Москва вдруг проблем не создала, что в нынешней ситуации может превратиться в угрозу для Армении. Вопросы безопасности и обороны Армении частично решаются в плоскости армяно-российских двусторонних отношений, что не имеет никакого отношения к ОДКБ. А насколько не имеет отношения – показала Четырехдневная апрельская война. Мы увидели, что у нас союзников нет. У меня сомнений нет, что этой войны бы не было, если бы наш «стратегический союзник» не продал бы наступательное вооружение на миллиарды долларов Азербайджану, который членом ОДКБ не является. А где остается тогда ОДКБ? Да, конечно в области абсурда!

– В ходе Ереванского саммита глава МИД России выступил с примечательным заявлением, отметив, что Турция может сыграть положительную роль в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Что это за послание было в адрес Турции и Армении?

– Здесь нет ничего нового. Москва никогда и не скрывала свое желание вывести процесс Карабахского урегулирования из формата Минской Группы ОБСЕ и перевести его в плоскость сговора Россия-Турция, Россия-Азербайджан. Причем, на этом неприкрытом стремлении Москвы «играет» Баку, и в этой «игре» его поддерживает Анкара. Напомню также, что за Ереванским саммитом и за заявлением Лаврова в его рамках, упомянутым Вами, последовало заявление Марии Захаровой того же содержания. Причем, госпожа Захарова об этом заявила после того, как замминистра иностранных дел Армении Кочарян выразил позицию Еревана. Как то – Турция должна по возможность дальше быть от процесса Карабахского урегулирования. Стало быть, Москва продолжает свою двурушническую политику: правой рукой она играет в «конструктивный» спектакль в рамках тройного сопредседательства в Минской Группе, а левой, во-первых, вооружает Азербайджан, поощряет максималистскую позицию и наглое поведение Баку, во-вторых, совместно с Анкарой пытается торпедировать достигнутые в формате Минской группы договоренности. Риторический вопрос: почему не реализуются Венские договоренности? Неужели Алиев самовольно может позволить себе обойти эти договоренности, не будь у него за спиной поддержки Москвы? Подчеркну – не Анкары, о чем очень любит говорить российская пропаганда в Армении, а именно Москвы!

– Господин Меграбян, так что же происходит в процессе урегулирования? На днях президент Азербайджана дал обширное интервью одному из российских СМИ, отметив, что компромисс возможен: «Нагорный Карабах может стать автономной республикой». В свою очередь, замглавы МИД Армении накануне подчеркнул, что нужно пересмотреть те компромиссы, которые имеют место в Мадридских принципах. О чем свидетельствуют такие позиции сторон?

– Алиев сделал также примечательное заявление в Баку, что Азербайджан заставляют признать независимость НКР. Причем, судя по последующему интервью одному из российских СМИ, где он жалуется на Запад и восхваляет «достоинство и крайнюю честность» Путина, нетрудно сделать вывод, что заставляющим является Запад, вопреки позиции России. Алиев предлагает «автономную республику» в составе Азербайджана НКР, где выросло поколение, которое не только не видело, но и не хочет видеть и даже слышать о «составе Азербайджана». И это имеет очень простое объяснение. Когда несколько домов села Талиш Мартакертского района на несколько часов во время Четырехдневной апрельской войны оказались «в составе Азербайджана», то все увидели, что случилось с теми стариками, которые не успели уйти… Следовательно, независимости НКР не альтернативы! И вместо того, чтобы жаловаться, господин Алиев рано или поздно не может не свыкнуться с этой мыслью. Должно быть ясно всем, что любое другое решение, помимо независимости НКР, будет означать повторение трагедии 100-летней давности, и армянский народ этого просто не потерпит ни в коем случае, и Баку просто столкнется с единодушной яростью многомиллионного армянства всего мира и подвергнется неизбежному наказанию.

Если Москва говорит о «каком-то промежуточном» статусе взамен на вывод армянских войск из пяти районов, а глава МИД Турции Чавушоглу, забегая вперед, заявляет, что в этом вопросе с Москвой «они уже договорились», что просто смешно, то на Западе, как в США, так и в Европе, сложилось убеждение, что дорога реального урегулирования Нагорно-Карабахской проблемы «транзитом» проходит через полноценное признание независимости НКР. И именно на это и жалуется Алиев!

До конца года, по всей видимости, ожидается новый активный этап в процессе Карабахского урегулирования, ход которого будет зависеть от того, насколько США удастся заставить Россию играть по американским правилам. Отчасти это удалось во время встречи в Вене. Однако, к сожалению, появились другие приоритеты в международных отношениях – Сирия, Украина, вопрос мигрантов и др.

И России отчасти удалось размазать итоги Вены организованной в Санкт-Петербурге встречей, стремясь подчеркнуть еще и собственное значение, после чего процесс, похоже, был заморожен. А в настоящее время процесс идет к новой активизации, Алиев даже соизволил согласиться на новую встречу с Сержем Саргсяном.

– Приостановка переговоров Россия-США вокруг Сирийского кризиса, по Вашему мнению, как отразится на сотрудничестве Россия-США в деле урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, а также на обстановке на линии соприкосновения?

– Сирийский кризис перерос в гуманитарную катастрофу, четырехмиллионный Алеппо, где проживала многотысячная армянская община, превратился в развалины, в которых оставшиеся люди становятся жертвами беспощадного убийства посредством российских бомбардировок и действий марионетки Москвы – преступного режима Асада. Естественно, в Вашингтоне, наконец, пришли к тому убеждению, что Россия вторглась в Сирию не для того, чтобы решать проблемы международного сообщества, а чтобы создавать проблемы, и Москва в Сирии является не решением проблемы, а самой проблемой. Причем, большой проблемой! И что Москва считается не с призывами, а с реалиями, то есть, для нее границы проходят не по моральным и гуманитарным преградам, а там, где ее решительно сдерживают и ограничивают. В настоящее время активно говорится о новом – «сирийском пакете» санкций против России, действия Москвы квалифицируются как военное преступление, которое нужно рассмотреть в Международном уголовном суде в Гааге.

Естественно, такая атмосфера не может считаться благоприятной в процессе Карабахского урегулирования. Кроме того, президентские выборы в США, завершение срока президентства Обамы, формирование новой администрации, последующие за этим сто дней – все это потребует времени и определенного «переходного периода» хотя бы до апреля следующего года, что объективно снижает вероятность дипломатических «прорывов» в указанный период. С другой стороны, это дает возможность Армении сконцентрироваться на улучшении внутренних ресурсов, на решении вопроса диверсификации систем безопасности, внешней политики, экономики, на проведение работ по «внутренней уборке».

 

Newsfeed