«Армении оставили небольшой выбор: или сдавать Карабах и прилегающие к нему территории, или вооружаться и готовиться к войне»: Трофимчук
Собеседником газеты «168 часов» является международник, эксперт по безопасности и обороне, российский аналитик Григорий Трофимчук
-Уважаемый господин Трофимчук, через полтора месяца после вспыхнувшей в Карабахе четырехдневной апрельской войны первым существенным событием стала организованная сопредседателями Минской группы ОБСЕ и, в частности, министрами иностранных дел Минской группы встреча Саркисян-Алиев. Учитывая последние события и динамику взаимоотношений России с Западом, что, по-вашему происходит вокруг Карабаха и чего можно ждать после этой встречи?
– От венской встречи можно ждать постепенного усиления влияния Запада и конкретно США на процесс урегулирования конфликта – а по сути, уже урегулирования войны. Не надо забывать, что именно США инициировали эту встречу. Но у Вашингтона и Москвы – слишком разные цели и методы в рамках данной проблемы. Надо отчётливо понимать, что перед Западом не стоит цель возвращения Карабаха под ту или иную государственную эгиду, но есть желание получить из этого анклава самостоятельный политический рычаг, за счёт которого можно регулировать ситуацию не только на Южном Кавказе, но и по всей Каспийско-Черноморской дуге. Об этом вслух, естественно, не говорят, но это предполагается.
Это тем более легко осуществить, так как Армения и Азербайджан не пойдут ни на какие компромиссы. Армения, теоретически, могла на них пойти, но только до начала апрельских событий. Теперь это будет уже расцениваться как сдача армянских позиций, и никак иначе. Россия также взяла на себя, после перемирия 5 апреля, обязательства, которые надо выполнять. Но пока что этого не произошло, что усугубляет ситуацию, так как она уже сошла с точки «замерзания» и никогда туда уже не вернётся. Не вернётся по той простой причине, что в результате боёв были многочисленные жертвы, разрушения, экономический урон. Это должен кто-то оценить и на кого-то «повесить». Предполагается, что этим вопросом и займётся МГ ОБСЕ.
-Как вы оцениваете в этой ситуации позиции России, которая, по некоторым утверждениям, теряет роль лидера урегулирования?
– Россия потеряла, как я уже сказал, необходимый темп, выдав, на словах, серьёзные обязательства как в сторону Баку, так и Еревана. Кстати, встреча в Вене, более чем через месяц, именно потому и состоялась, что Россия стала терять этот темп. Азербайджан рассчитывает на помощь Запада, и этого не скрывает. Возможно, есть цель слегка столкнуть в этом вопросе Москву и Вашингтон. Но этого следовало ожидать, так как на обратную «закрутку» процесса урегулирования в ту же самую банку, с надписью «1994 год», рассчитывать уже сложно. Двух новых десятилетий переговоров уже не будет.
Россия должна была предложить свой план урегулирования, но его как не было, так и нет. По этой причине приходит в движение весь регион, и заявление о совместных военных учениях Азербайджана, Грузии, Турции – как раз из этой серии. О том, что можно было конкретно предложить со стороны Москвы, я говорить не хочу, так как я давал много полезной конкретики на протяжении всех последних лет, и даже чётко предупредил в августе 2014 года о том, что случилось в 2016. Но это никому не пригодилось. Если Россия здесь стратегически опаздывает, её найдётся кому заменить, и в этом можно не сомневаться.
-Как вы считаете, как Армения преодолела четырехдневную войну и ее последствия? И как она вышла из сложившегося положения и какие шаги власти Армении должны предпринять?
– Армения ещё никак не преодолела эту «недовойну», так как ситуация в зоне соприкосновения не находится на линии 1 апреля. Можно сколько угодно говорить о том, что Азербайджан занял всего лишь «несколько сантиметров» земли, однако именно этот момент и меняет всё дело. Если бы стороны остались стоять там, где стояли – вот тогда бы новый этап переговоров мог состояться и к чему-то вести. Но сейчас, по факту, Азербайджан ещё ближе придвинулся к Армении и заявил свои требования. Можно предполагать, исходя из этого, его дальнейшее движение вперёд. Естественно, Армения будет вынуждена оказывать жёсткое сопротивление, – но вот это и будет как раз полномасштабной войной.
Армении оставили небольшой выбор: или идти на переговоры по «дорожной карте», сдавая Карабах и прилегающие к нему территории в строго установленные сроки, или вооружаться и готовиться к войне. Но из любой ситуации есть выход, есть он и здесь. И лежит он в направлении создания общей зоны доверия на Кавказе, так как простой, механический возврат к советским внутренним границам уже невозможен. Однако для такой постановки вопроса необходимо менять все инструменты и всех участников, которые занимались проблемой Карабаха на протяжении последних десятилетий. Необходимо иметь в виду и общественников из таких стран как, например, Грузия. Тем более что и сам Азербайджан открыто высказывает претензии к составу и формату Минской группы ОБСЕ. Но это только одна часть вопроса. Об остальном я пока умолчу, так как не нахожусь в составе той же МГ ОБСЕ. Есть люди, которые получают за свои рекомендации деньги, – вот пусть они их теперь и отработают в полной мере.
-Президенты должны встретяться в июне. По-вашему, что можно ждать от этой встречи?
– В лучшем случае, от этой встречи можно ждать самого факта встречи. И того, что на ней может быть подписан какой-то формальный документ, предусматривающий выработку неких мер доверия. Никакого «итогового документа», как говорили, там подписано не будет, так как такая формулировка будет означать только одно: практическую реализацию программы по поэтапной передаче Азербайджану прикарабахских земель и самого Карабаха. Собственно, с самого Карабаха всё и начинается: сначала он – потом всё остальное. По большому счёту, самой Армении всё это не нужно, так как не решён главный вопрос: кто на кого напал. Пусть Минская группа ОБСЕ даст по этому поводу своё компетентное заключение. А если не даст, то её надо менять. Вот отсюда и может начаться движение вперёд.
Играет также роль само место предполагаемой встречи. Говорят, что это будет территория РФ. По крайней мере, так должно быть, после Вены. Но если всё будет происходить на территории России, то это будет одна из очередных встреч на тему «Давайте жить дружно», что лишний раз разогреет Азербайджан. Поэтому место встречи является в данном случае вопросом важным и принципиальным. Если Россия готовиться провести июньскую встречу на своей территории, то она должна «выкатить» на стол переговоров абсолютно новую повестку дня. Тогда всё сложится правильно. Но надо иметь в виду и возможный перенос этого самого «июня» на другое время, так как встречаться просто ради разговоров Баку уже не готов, он хочет видеть предварительные вопросы для обсуждения.
-Наверно Вы знаете, что российская политика, то есть продажа вооружений обеим сторонам конфликта подвергается строгой критике в Армении, потому что общество думает. И об этом еще наш президент сказал в прошлом году, что Азербайджан стреляет на Карабах и Армению с помощью российского оружия, тогда когда Армения – член ОДКБ, которая должна обеспечивать безопастность Армении. Эти вопросы поднимают антироссийские настроения в Армении, населения которого всегда считалась пророссийским. Это не беспокоит Москву, по-вашему? Москва не хочет как то менять политику, что Вы думаете? Мы видели комментарии Рогозина об этом, но все же интересно будет менять политику Москва или нет, если обшество так реагирует на эту политику?
– Москву, к большому сожалению, не беспокоит рост антироссийских настроений в Армении. Хотя эксперты уже давно об этом предупреждают. И проблема здесь не только в одном Карабахе, она скручивается достаточно давно: тут и расстрел семьи в Гюмри, и тарифы на электроэнергию, и т.п. Проблема одновременной поставки российских вооружений Азербайджану и Армении существует тоже, однако Россия не может выйти из этих рамок, так как пока что не готова разорваться между Баку и Ереваном, даже с учётом того, что Ереван является стратегическим союзником РФ по ОДКБ и партнёром по ЕАЭС.
Всё решается проще и другим путём: увеличением уровня жизни каждого гражданина Армении за счёт членства страны в этих блоках. И тогда люди смогут взглянуть на все эти проблемы несколько иными глазами. Но улучшения жизни нет, плюс – в апреле снова взорвался Карабах. Всё это вместе в разы ухудшает обстановку.
Россия находится в многолетнем кризисе, который связан не только с экономикой, отсюда все вытекающие проблемы. Карабахский вопрос можно было решать ещё до начала украинской войны. Но 2014 год изменил слишком многое, и вся эта дестабилизация начала сказываться теперь на Южном Кавказе. Ещё одним вариантом улучшения обстановки является такие предложения со стороны России, которые экономически устроили бы и Армению, и Азербайджан. Не будем забывать, что именно находясь под единой, надгосударственной советской эгидой карабахская проблема и была надёжно изолирована. Сегодня создать «новый Союз» невозможно, однако создание новой системы безопасности, в том числе экономической, может стать реальным выходом. Но и здесь есть большие проблемы, так как не изолировав олигархов во всех этих странах, невозможно высвободить необходимые суммы для нормального функционирования экономики. Другими словами, деньги (или их отсутствие; почему, собственно, и продаётся оружие во все стороны) решают всё.
Аракс Мартиросян